Игровая программа для учащихся начальной школы на тему: Грибы. Игры на детском осеннем празднике (много) Игра для детей средний возраст про грибы

Конспект НОД в средней группе на тему: «Грибы - грибочки»

Цель: Формировать представления у дошкольников о разнообразии грибов, их строение, месте их произрастания, отличительных способностях.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

Формировать у детей представления о разнообразии грибов, их строении, умения распознавать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с правилами сбора грибов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми субъектами детского сада. Развивать игровую деятельность.

ОО «Речевое развитие»

Активизировать и развивать словарь детей при описании грибов.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческие способности и воображение у детей; формировать умения лепить ножку и шляпку гриба, передавая характерные особенности; совершенствовать навыки лепки; развитие чувства цвета, формы, композиции;

ОО «Физическое развитие»:

Развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений. Развивать умение двигаться в соответствии со словесным сопровождением физминутки.

Познавательные – закреплять представления о грибах; Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;

Расширять представления детей о лесных грибах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

воспитывать бережное отношение к природе.

Обучающие – учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями;

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : плоскостной силуэт Машеньки, коробка в форме гриба, иллюстрации с грибами, плоскостные грибы- мухоморы, лукошко для д/игры «Съедобный грибок положи в кузовок», карточки с грибами, пластилин по количеству детей, стеки, доски, каштаны. Презентация «Детям о грибах»

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картинок о грибах; рассказы воспитателя, детей из личного опыта; беседы на тему «Съедобные и несъедобные грибы», «В гостях у Боровичка»; отгадывание загадок, интерактивные игры «Четвертый лишний», «Лукошко»; чтение стихов о грибах, разучивание пальчиковой гимнастики «Шла лисичка по тропинке», «Топ, топ – пять грибов; лепка из соленого теста «Грибы в корзинке», «Мухомор»; аппликации «Поможем белочке заготовить грибы на зиму»; рисование «Грибы».

Ход ОД:

В: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? Это Машенька. А из какой сказки она к нам пришла? Правильно, «Три медведя».

М: - Отпросилась я у бабушки с дедушкой в лес по грибы. Да сама -то грибы плохо знаю, помогите мне ребята в них разобраться.

В: - Ребята, я предлагаю Вам пойти с Машенькой в лес за грибами. И помочь ей собрать грибов для бабушки и дедушки. А перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним правила сбора грибов:

Не пробуй на вкус сырые грибы.

Иди в лес опытным грибником.

Бери только те грибы, которые хорошо знаешь.

Не собирай грибы, вдоль дорог, и в городских парках.

В:- Что мы возьмём с собой? (корзину, мешок, сумку). Как ещё можно назвать корзину (кузовок, лукошко)

В: Ну, что ж отправляемся в путь:

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки.

И хорошие грибы

Соберем в корзинки.

Пришли на поляну, сели.

В: - Что же делать, ребята, надо помочь Машеньке, рассказать все о грибах. Показ Презентации «Детям о грибах»

В:- Ребята, а Вы любите отгадывать загадки? (да)

Тогда слушайте внимательно, если правильно отгадаете, то на экране увидите отгадку (показ слайда, после того, как дети отгадали загадку о грибах).

У кого одна нога,

да и то без сапога? (Гриб)

Беседа о строении гриба: как называется эта часть гриба (ножка), а что на ножке (шляпка). А под ножкой находиться (грибница).

Я родился в день дождливый,

под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой... (Подосиновик)

Какой гриб растёт под осиной?

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой... (Опята)

Рыжие ушки с лисьей макушки,

В травке лежат для малых ежат... (Лисички)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпах разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай это...(Сыроежки)

А почему этот гриб назвали подберезовиком?

А этот масленком? Где он чаще всего растет?

Грибная пора наступила, в лесу грибов видимо, не видимо, а Машенька совершенно не знает какие грибы можно собирать, а какие нельзя!

В: Ребята, какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные?)

Развивающая дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок»

В:- Ребята, давайте посмотрим на картинки, назовем только те грибы, которые съедобные, положим их в лукошко напротив символа «Ротик», а те грибы, которые несъедобные, напротив символа «Ротик зачеркнут»

В:- А ты, Машенька, внимательно нас слушай и запоминай.

(дети по очереди подходят к «Лукошку» и прикрепляют картинки напротив соответствующего символа и называют его, где растет, и что бы они хотели из него приготовить)

(на доске иллюстрации с картинками грибов: белый гриб, лисички, подосиновик, подберезовик, опята, мухомор, бледная поганка)

В: Ребята посмотрите как много мы грибов собрали. Как их можно назвать одним словом .

Д: Съедобные.

В: Кто знает, какое блюдо можно приготовить из съедобных грибов? (суп грибной суп, пироги, картошку с грибами).

Как на зиму бабушки заготавливают грибы?

Д: Солят, сушат, маринуют.

В: Дети, а как называются эти грибы? (Слайдовая презентация «Несъедобные грибы»).

Посмотрите- ка ребятки:

Тут -лисички, там – опятки,

Ну а это, на полянке,

ядовитые...(поганки)

Гриб самый ядовитый? (бледная поганка)

– Его можно брать в руки? (нет)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шляпке модной,

Никуда не годный...(Мухомор)

Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор). А можно ли мухоморы топтать, сбивать палкой, мять? (нет)

– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)

– Молодцы! А сейчас я вас приглашаю на полянку, размяться и поиграть. (Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)

Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. (Дети идут по кругу)

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел. (Встряхивают кистями)

Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать. (Приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята. (Показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком)

Украшай осенний бор.

В: - Ребята, посмотрите, что это? Да это же лесная мастерская. Что же здесь лежит?Каштаны, разноцветный пластилин на подносе. Как вы думаете, что можно из каштанов и пластилина слепить? (грибочки). Давайте постараемся и слепим для Машеньки грибы, чтобы она порадовала своих близких. Дети лепят грибы, ставят на поднос гриб, называют его, где растет, и что бы они хотели из него приготовить.

М: «Спасибо вам, ребята, помогли вы мне в грибах разобраться и грибов налепили. За это вам угощение – грибочки съедобные, но не лесные, а печеные.

Выставляет корзинку с выпечкой – грибочки.

Благодарим Машеньку.

В: Ну, что ж, ребята нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Машенька.


Игры для дошкольников осенью.

Осень - самое прекрасное время года и, к сожалению, самое быстротечное. Именно осенью начинаешь замечать, как стремительно идет время: еще вчера деревья были зелеными и сквозь их листву просвечивало солнце, а сегодня листья пожелтели и осыпались на землю, как из детской хлопушки - конфетти. Что самое обидное - через несколько дней и от этой красоты ничего не оставит, запустив ей на смену изморось и слякоть. Но мы грустить не будем, а будем играть. По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Поиграйте с детьми этой осенью.

Подвижная игра “Не лезь, заяц, в огород!”

Дед сидит в «огороде» (центре круга на стуле), а вокруг него различные овощи на полу «растут». Дед сторожит огород со словами:

«Сижу, сторожу, овощи уберегу, зайцев всех переловлю».

Дед закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая:

Как ты, дед, ни береги,

Огород ни стереги,

Мы придем к тебе сейчас –

Догони попробуй нас!

В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед просыпается и пытается поймать воришек, также не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

Подвижная игра «Найди свой гриб»


В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов. Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки.
На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?

Подвижная игра «Гном и шишки»


Дети берут по одной шишке, становятся по кругу, кладут шишки перед собой.
Гном – в центре. Дети идут по кругу, поют:
Жил в лесу веселый гном,
Он себе построил дом
Весь из шишек и листвы
Небывалой красоты.
(Дети хлопают в ладоши, Гном пляшет)
Гномик, гномик, гномик,попляши,
Что умеешь делать – покажи.
Выходи из домика гулять,
Будем вместе шишки собирать.
Гном с последней фразой встает в общий круг. Под музыку дети и Гном бегут по кругу, с окончанием музыки берут по шишке, кому не хватило – выбывает. Игра повторяется. Дети складывают шишки, садятся.

Подвижная игра «Догони грибок»

Дети-грибы садятся в центр, остальные парами, взявшись за руки, располагаются вокруг. Это «корзинки». Все говорят:
Меж еловых мягких лап
Дождик – кап, кап, кап. щелкают пальцами
Где сучок давно засох-
Серый мох, мох, мох. трут ладошка о ладошку
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб. дети-грибы поднимаются
Ведущая: Кто нашел его, друзья?
Дети: Это я! Я! Я!
«Грибы» убегают, «корзинки» пытаются их поймать, заключив в кольцо своих рук.

Подвижная игра «Догони свой овощ»

Один ребенок выходит, а остальные называют себя овощами разными (картошка, баклажан, капуста и т.д.). Ребенок-водящий, который не слышал имена детей, входит в зал и называет любой овощ. Если такой есть среди детей, то названный овощ убегает, а водящий его ловит.

Подвижная игра «Птицы и наекомые»

Воспитатель: Эй, пернатые, сюда, птицам рады мы всегда».
Из двери влетают две птицы в шапочках перелетных птиц.

Воспитатель: Вы собрались далеко?
Птицы: Мы собрались лететь за границу, и нам нужно торопиться!
Воспитатель: Перед дальней дорогой, отдохните-ка немного…
Показывает рукой, птицы присаживаются на отведенные места.
Выходят муравьи и дразнят птиц:

Летите, летите, а нас не съедите.

Птицы: Мы летим в такие края, где есть кое-что повкусней муравья.

После этих слов птицы пытаются поймать муравьев.

«Грибы в корзинку»

Два «грибника» на одной стороне поля (зала), а 6-7 грибов муляжей (или картинок) на другой стороне зала. По команде грибники бегут за грибами, берут один съедобный гриб и бегом возвращаются к корзинке. Кто быстрее соберет грибы и не возьмет ядовитый, тот победил.

«Разгрузи машину»


Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

«Осенью на прогулку»

Кто быстрее из игроков оденется на прогулку. Последовательность действий:

повязать шарф, надеть шапку, калоши, надеть перчатки, раскрыть зонтик и добежать до лужи. Выигрывает тот, кто все одел и быстрее добежал.

«Репка»


Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».


Тематическая неделя: «Наш детский сад».

Подвижная игра: «Мы веселые ребята».

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку - несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!Раз, два, три лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок - дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

Тематическая неделя: «Как хлеб на стол пришел»

Эстафета: «Комбайнеры».

Давайте с вами представим, что мы попали на поле, а на нем растет пшеница, а мы с вами комбайны. Посмотрите - у нас выросла пшеница. А комбайнерам ее надо собрать, и засыпать в грузовик (игрушки). В обруче (поле) лежит пшеница - дети по очереди подбегают с ложкой зачерпывают из кучки зернышки и уносят в машину (игрушка). Кто больше соберет зерна.

Эстафета: «Перевези зерно».

Комбайнеры пока перевозили - рассыпали зерна по дороге. Сейчас мы все вместе соберем зернышки и увезем их на мельницу, что бы там получилась мука.Зерна рассыпаются на полу в обруч в одну общую кучу. Дети, пока звучит музыка, все вместе подбегают и набирают зерно из общей кучи и увозят его к себе в «мельницу».

Тематическая неделя: «Мой город»

Подвижная игра: «Любимый город».

Участники игры размещаются в одном «городе». В центе ловишка. Цель перебежать в другой город не заморозившись. Кто перебежал в любимый город не заморозившись тот и выиграл.

Тематическая неделя: «Игрушки».

Подвижная игра: «кто скорее возьмет игрушку»

Дети двигаются по кругу в колонне по одному по ритмическую музыку. В центре круга - в обруче кукла. По команде дети выполняют подражательные движения (идем как куклы, идем как мишки, прыгаем как петрушки). Музыка перестает звучать, дети бегут в центр зала к кукле. Кто дотронется быстрее - победитель.

Игра малой подвижности: «найди и промолчи»

Дети отворачиваются, воспитатель прячет игрушку. Дети начинают искать игрушку, тот кто нашел подходит к воспитателю и говорит в ухо где она лежит.

Тематическая неделя: «Одежда».

Эстафета: «Стирка».

Дети делятся на две команды. Возле команд протянута веревка с прищепками. В противоположном конце зала два тазика с одеждой. Задача команд добежать до тазика, взять одежду добежать до веревки повесить ее на веревку. Чья команда быстрее.

Игра малой подвижности: «передача платочка».

Под музыку дети передают платок по кругу у кого платок остался тот пляшет, остальные хлопают.

Красивое, красивое

Все вокруг прекрасное

Мы сейчас платочек

Красивенький возьмем

И с платочком этим мы игру начнем.

Тематическая неделя: «Обувь»

Эстафета: «найди пару».

Дети делятся на две команды. У каждого ребенка в руках обувь. В противоположном конце зала вторая пара обуви. Задача найти вторую пару. Чья команда быстрее.

Тематическая неделя: «Осень. Осенние признаки. Деревья осенью».

Подвижная игра «Гром».

Дети выполняют подскоки.

Поднял гром тарарам

Прокатился по полям

По лесам, по холмам

Да по синим облакам

Теплым дождиком звеня

Докатился до меня

Дождь, дождь! Надо нам

Разбегаться по домам.

Тематическая неделя «Огород осенью. Овощи».

Подвижная игра: «Я садовником родился».

Водящий в центре круга.

Я садовником (огородником) родился

Не на шутку рассердился,

Овощи все мне надоели, кроме…картошки

Ребенок выбравшие картошку:

Я здесь! Они становятся спиной друг другу

Все: 1,2,3 беги (бегут навстречу друг другу)

Кто первый добежит тот и водящий.

Эстафета: «Отнесем овощи во двор»

Дети делятся на две команды. Бег по извилистой дорожке между кеглями, прыжки через канавку, взять муляж овоща и принести в чашку.

Тематическая неделя: «Грибы и ягоды»

Подвижная игра: «Поймай грибок»

Участвуют две команды «грибов» (3-4человека) и грибников (3-4 пары). На полу шнуром обозначают два круга в центре круга малого диаметра- 2-3м-корзины грибников и внешний круг большого диаметра - лес где растут грибы. «Грибы» во внешнем круге, «грибники» парами - в центр.

Меж еловых мягких лапок

Дождик кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его друзья?

Это я, я, Я!

(после последних слов по сигналу удар в бубен! «грибы» разбегаются. «Грибники» ловят «грибы» и отводят их в круг.

Тематическая неделя: «Посуда»

Эстафета: «Принеси не расплескав воду»

Дети делятся на две команды. На противоположном конце зала ведерки с водой. Задача команд: добежать с деревянной ложкой, зачерпнуть ложку о нести стараясь не расплескать ее и вылить в в прозрачный сосуд своей команды. Кто больше принесет воды.

Игра малой подвижности: «Сюрприз»

Выбирается водящий, ему завязывают глаза, дают в руки палку и ставят в середину круга. Под ведро или кастрюлю прячут игрушку. Водящий должен обойти круг и с помощью палки нащупать кастрюлю.

Игра малой подвижности: «Изобрази посуду».

Тематическая неделя: «Мебель»

Подвижная игра: «Займи стул»

По кругу расставляются стулья (на один меньше, чем участников). Звучит музыка, дети идут вокруг стульев выполняя танцевальные движения. Когда музыка заканчивается дети должны занять стулья. Кто не успел выбывает из игры (один стул убирается).

Тематическая неделя: «Времена года. Зима».

Подвижная игра: «Два Мороза»

Для игры нужна просторная площадка размером не меньше 6-12м. На противоположных концах площадки отмечаются два «дома». Играющие выбирают двух Морозов - «Мороз» красный нос» и «Мороз синий нос». Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Оба Мороза обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Я Мороз - красный нос.

Мороз - синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится?

Все игроки отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

Тематическая неделя: «Зимующие птицы»

Подвижная игра: «Птицелов»

Водящему птицелову завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу, которому будет подражать. Дети идут по кругу со словами:

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет-

В плен нас возьмет

Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого - ни будь поймать. Тот кого поймали изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает какую птицу он поймал.

Тематическая неделя: «Дикие животные зимой»

Подвижная игра: «как - то мы в лесу гуляли»

Выбирается «медведь» который садится в круг.Дети идут по кругу и говорят слова:

Как - то мы в лесу гуляли

И медведя повстречали

Он под елкою лежит, растянулся и храпит

Мы вокруг него ходили,

Косолапого будили

Ну-ка мишенька вставай

И скорей на догоняй.

После последних слов «медведь» встает и догоняет детей.

Подвижная игра: «Хитрая лиса».

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Воспитатель дотрагивается до ребенка который будет «хитрой лисой». Дети по команде открывают глаза о хором говорят:

Хитрая лиса где ты?

Хитрая лиса где ты?

Ребенок до которого дотронулись подпрыгивает и говорит «Я здесь!» после этих слов дети убегают, а лиса старается поймать.

Тематическая неделя: «Сказки»

Подвижная игра: «невод и золотые рыбки»

Дети надевают шапочки золотых рыбок и бегут по кругу, выполняя движения и повторяя слова:

«Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке».

После последних слов старик старается поймать их неводом.

Тематическая неделя: «Новый год»

Прилепи нос Деду Морозу.

На большом листе бумаги рисуется Дед Мороз без носа и вешается на стенку. Нос лепите из пластилина, и дети по очереди с завязанными глазами пытаются прикрепить нос на место.

Снежинка

Каждому ребенку выдают по "снежинке", т.е по маленькому комочку ваты. Дети разрыхляют свои снежинки и по вашему сигналу запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий.

Кто больше снежков наберет

На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков.

Тематическая неделя: «Домашние животные»

«Лохматый пес»

Выбирается пес на голову одевается шапочка, садится на корточки.Дети двигаются к нему с противоположного конца зала:

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос

Тихо, мирно он лежит

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему разбудим!

И посмотрим что же будет?

После последних слов дети разбегаются а пес старается их поймать.

«Кот Васька»

Выбирается кот. Он садится в центр, а дети водят вокруг него хоровод со словами:

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите

Кота - Ваську не будите

А не-то проснется кот

И разгонит хоровод.

Игра "Лошадки"

Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной комнатой. Участников может быть какое угодно количество. Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника. Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера. После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыванию пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается "хозяином троек". По сигналу, данному им, "тройки" начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина. Лишь только "хозяин троек" закричит: "лошади, в разные стороны!", кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны. Спустя некоторое время, хозяин вновь командует "кучера, взнуздайте лошадей!". После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей. Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна.

Тематическая неделя: «Моя семья»

Игра: «Замри»

Звучит музыка, дети выполняют разные прыжки по залу, воспитатель выключает музыку и показывает карточки с изображением разных поз человека. Дети должны изобразить эту позу. Сделавший не правильно, выбывает из игры.

Грибы.

Загадки.

1. Этот гриб – любимец мой –

С ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

2. Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле кочки.

(Лисички)

3. Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор)

4. Конечно, не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберозовик)

5. А вот кто – важный

На беленький ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки.

(Мухомор)

6. Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

(Опята)

7. Кто шляпу на ногу надевает?

(Гриб)

8. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек;

Шляпка есть, нет головы.

(Гриб)

9. Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый……. (Мухомор)

10. Посмотрите – ка, ребята,

Тут лисички, там опята,

Ну, а это на полянке

Ядовитые…… (Поганки)

11. Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.

(Масленок)

12. Вот грибочек ярко – рыжий.

Вы узнали? Это….

(Рыжик)

13. Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас ….

(Опята)

14. Желто – рыжие сестрички,

Величают нас …

(Лисички)

15. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

(Подосиновик)

Упражнения для развития слухового внимания.

На полянке у дубка Только я зашла в кусты -

Крот увидел два грибка, Подосиновик нашла,

Он нашел еще один. И зеленый моховик.

Кто ответить нам готов, Сколько я нашла грибов?

Сколько крот нашел грибов? У кого ответ готов?

Координация речи с движением; развитие творческого воображения, подражательности.

«За грибами»

Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (скачут вприсядку, срывают воображаемые

Рыжики срывали. грибы)

Лисичка бежала, (бегут, собирают воображаемые грибы)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (скачут стоя, «срывают» грибы)

Искали опятки.

Медведь проходил, (идут вразвалку, в конце строки топают ногой

Мухомор раздавил

« Где вы были?»

В.: Ножки, ножки, где

Вы были? (ходьба на месте)

Дети. За грибами в лес ходили.

В. Что вы, ручки, (присели, «собирают» грибы)

Работали?

Дети. Мы грибочки собирали.

В. А вы, глазки, помогали?

Дети. Мы искали да смотрели, (смотрят из – под руки, поворот влево,

Все пенечки оглядели. влево)

1. «Гриша шел.»

Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте)

Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши)

Раз – грибок, (наклоны вперед)

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок. (шагаем на месте)

2. «Дети утром рано встали»

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз – два – три,

И в лукошко набери! (наклоны)

3. «Опенок».

Влез опенок на пенек, (встать)

Постоял один денек.

На ветру качался, (наклоны вправо – влево)

Низко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился –

И совсем свалился! «уронить» корпус, руки свободно свисают.

4 «Раз грибок, два грибок».

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (потягивания – руки вверх)

И до пола дотянулся.

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Пальчиковая гимнастика.

«За грибами».

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик, конечно,

А красавец мухомор (поочередно загибать пальцы, начиная с

Пусть украсит косогор! мизинца)

«Ёжик».

Шел по лесу Нес детишкам

Хмурый ежик. Он грибочки.

Не жалел Растерял их

Коротких ножек. Возле кочки.

(Пальцы правой и левой руки как будто шагают.Затем пальцы обеих рук «собрать» потерянные грибочки).

«Грибы».

Топ – топ – пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплели пальцы обеих рук – туесочек,большие

Мухомор красный - пальцы – ручка; показали 5пальцев пр. руки)

Гриб опасный.

А второй – лисичка, (загибают пальчики начиная с мизинчика)

Рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

«Грибок»

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

5. «Мы в лесок пойдем».

Мы в лесок пойдем, Ты не прячь грибок,

Мы грибок найдем. Под листок свой бок.

В шапочке нарядной, Ты ребятам нужен

Светло – шоколадной. К вечеру на ужин.

6. Мы по лесу шли, шли,

Подберезовик нашли,

Раз грибок и два грибок

Положили в кузовок.

«Мы по лесу шли»

Мы по лесу шли, шли ,

Подосиновик, боровик, опенок,

Рыжик, груздь….нашли.

«Грибы».

Этот пальчик в лес пошел, (загибать поочередно пальчики, начиная

Этот пальчик гриб нашел, с мизинца)

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

«Ежик».

Ёжик два грибка нашел,

На иголки наколол.

Мы с тобой в лесок пошли

И еще грибы нашли.

Ёжик просит: « Дай – дай – дай!

На иголки надевай!».


Наталья Черникова

Материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, педагогам и музыкальным руководителям при организации осенних досугов,развлечений,праздников для дошкольников.

Как правило,цель такого рода мероприятий-создание благоприятного эмоционального настроения у детей. Подборка данных игр,конкурсов и эстафет помогут реализовать её.

Эстафеты

Эстафета «Собери урожай»

Ведущий помогает детям выстроиться в 2-е команды. Перед каждой командой лежат в обруче фрукты и овощи. Их количество равно количеству детей в команде. Впереди напротив каждой команды на расстоянии примерно 10 м стоит корзина. По сигналу ведущего «Раз – два – три! Урожай собери!» первые участники берут любой фрукт или овощ из обруча, бегут к корзине, кладут в неё предмет и возвращаются к команде, встают в конец колонны. Далее урожай собирают все участники команд по очереди. Выигрывает команда, собравшая урожай первой.

Эстафета «Соберём грибы»

Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери!» последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.

Эстафета «Перенеси картошку в ложке»

Ведущий помогает детям построиться в 2-е колонны. У первых участников в руках ложка, в которой лежит 1 картофелина. Участники команд получают задание – по сигналу ведущего оббежать мешок с картошкой и вернуться к своей команде, передать ложку с картошкой следующему участнику, встать в конец строя. Побеждает команда, справившаяся с заданием первая.

Конкурсы

Конкурс «Овощи-фрукты»

Ведущий вызывает 4-ёх человек, делит их на 2-е команды. Каждой команде даёт по корзинке. Одной команде предлагает из таза выбрать овощи и уложить их в корзину, а другой команде - фрукты.

Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»

Ведущий вызывает по желанию детей (6-8 человек, делит их на 2-е команды. Можно разделить детей на команду девочек и мальчиков. Перед каждой командой стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся несъедобные (ядовитые). По команде: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери!» дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые грибы).


Конкурс «Соберём урожай овощей»

Ведущий вызывает 8 детей. Четверо из них встают на одну линию, на расстоянии друг от друга на 1-1.5 м. Перед каждым лежит обруч – это грядка, в обруче овощи одинакового вида (5-6 шт.): в одном картошка, во втором - морковь, в третьем - лук, в четвёртом – капуста. Напротив каждого ребёнка, на расстоянии примерно10м, стоит помощник – ребёнок с мешком в руках. Помощники наклонены к мешкам, держат мешки открытыми. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Урожай собери!» дети берут по одному овощу из обруча, бегут к своим помощникам, кладут овощ в мешок, возвращаются к своей грядке. Снова берут овощ и бегут к помощникам. И так до тех пор, пока овощи с грядки не будут убраны. Побеждает та команда, которая первыми уберёт урожай с грядки.

Конкурс «Овощи для супа, фрукты для компота»

Ведущий выбирает детей для 2-ух команд: по 2-3 человека для каждой команды. Каждая команда получает корзинку и поднос. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Начни!» дети начинают раскладывать овощи в корзинку, фрукты на поднос.

Конкурс «Кто из гномиков быстрее»

Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул. Дети произносят хором:

Жил в лесу весёлый гном,

Он себе построил дом.

Весь из шишек и листвы,

Небывалой красоты.

Гномик, гномик, попляши.

/звучит музыка, оба участника пляшут;

в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/.

Например: «Мухомор ты покажи».

/каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель/.

Конкурс «Выбери картошку»

В 2-ух обручах рассыпаны муляжи овощей, среди которых несколько штук картофеля. Ведущий вызывает 2-ух человек, завязывает им глаза и предлагает на ощупь выбрать картошку. Как только дети выбирают, по их мнению, картофель, они снимают повязки и проверяют, правильно ли справились с заданием. Затем ведущий вызывает новую пару. Рекомендуется каждый раз, когда у участников завязаны глаза, перемешивать муляжи в обруче.

Подвижные игры

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами /

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей. Игра повторяется снова.

Подвижная игра «С какого дерева листок»

Ведущий выставляет 3 макета дерева: клён, дуб, берёзу. У каждого ребёнка в руках по листочку. Под музыку дети бегут по кругу друг за другом, затем кружатся. Когда музыка заканчивается, дети подбегают к соответствующему дереву, садятся на корточки. Ведущий проверяет, правильно ли выполнено задание. Затем дети могут поменяться листочками. Макеты деревьев можно также поменять местами. Игра повторяется вновь.


Подвижная игра «Соберём букет одинаковых по цвету листьев»

Дети под весёлую музыку бегают по залу, когда музыка заканчивается, они приседают на корточки. Ведущий в это время поднимает к верху лист, например, жёлтого цвета, и тогда дети, у кого в руках жёлтые листочки, подбегают к ведущему и соединяют руки с листочками в букет. Затем снова звучит музыка, дети разбегаются по залу.

Игра повторяется столько раз, сколько цветов листьев (можно использовать красные, жёлтые, зелёные и оранжевые листья). В конце игры дети отдают ведущему листья.

Подвижная игра «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов меньше количества детей). Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Можно использовать музыку. Под музыку дети весело бегут по кругу, когда музыка останавливается, каждый из детей должен взять по грибу. Кому гриба не досталось, выбывает из игры и садится на стул. Последний ребёнок-победитель.

Подвижная игра «Фрукты для компота»

Понадобятся 3 обруча разного размера - это банки. Ведущий вызывает детей по желанию, надевает им на голову ободки с изображением фруктов. Предлагает им занять место в большой банке. Для этого сначала ведущий кладёт на пол обруч большого размера. Под музыку фрукты двигаются по залу. Когда музыка заканчивается, фрукты занимают место в банке. Кому не хватает места, тот выбывает из игры. Ведущий хвалит фрукты, которые убрались в первую банку. Игра повторяется вновь, ведущий убирает обруч большого размера и кладёт средний по размеру обруч. Участников для игры можно вызвать других. В третий раз обруч кладут маленького размера и наполняют фруктами третью банку.

Подвижная игра «Картошка рассыпалась»

Выбирается водящий, он может сидеть на скамейке. Участники игры встают в хоровод. Это картошка (можно использовать ободки с изображением картошки). Дети идут по кругу, произносят слова:

Ах, картошка ты, картошка,

Кормишь ты честной народ,

Если есть картошка в доме-

Будешь сытым круглый год!

Ведущий говорит:

А если картошка рассыпалась, что делать?

После этих слов, участники разбегаются, картошка как бы рассыпается. Водящий догоняет детей. Тех, кого догнал, ведёт к себе на скамейку, как бы собирает картошку. Игра повторяется снова. На роль водящего можно выбрать другого ребёнка.

Подвижная игра «Раз-два-три! Листья собери!»

На полу разбросаны листья. Дети идут гулять под музыку. Когда музыка останавливается, ведущий даёт команду - собрать листья. Например: «Раз-два-три! Кленовые листья собери!» или «Раз-два-три! Листья жёлтого цвета собери!» варианты команд можно разнообразить, ориентируясь на размер, цвет, принадлежность к дереву. Каждый раз после проверки выполнения задания дети отдают листья ведущему. Он их снова разбрасывает. В последний раз листья кладут в корзинку и убирают.

Творческое задание

«Раскрась листья»

Ведущий предлагает детям раскрасить листья осенними красками с помощью ватных палочек. Для этого понадобятся шаблоны листьев, которые можно закрепить на 3-ёх мольбертах. Необходимо подобрать шаблоны листьев клёна, дуба и берёзы. Можно уточнить у детей, с какого дерева листья, какие краски понадобятся для их раскрашивания. Использовать шаблоны рекомендуется крупного размера, чтобы каждому ребёнку хватило места для творчества. Детей необходимо разделить на 3 группы соответственно.

Логоритмические упражнения

Логоритмическое упражнение «Прогулка в осенний лес»

/дети поворачиваются друг за другом, проходят в центр зала, образуют круг, ориентируясь на разложенные листья, выполняют движения /

По тропинке по лесной

Все отправились гурьбой.

Дружно, весело шагайте,

Голову не опускайте. ходьба друг за другом

Осторожно мы идём,

Наши ножки бережём. ходьба на пятках, руки за голову

Наши дети не устали,

В чащу леса побежали. лёгкий бег

Логоритмическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу»

Мы шагаем, мы шагаем ходьба парами по кругу

По полянке мы гуляем.

Ветер дует с высоты взмахи руками сверху вниз перед собой

Клонит травы и цветы. наклоны вправо и влево с поднятыми руками

А теперь легко и вместе

Дружно прыгаем на месте. прыжки на двух ногах

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим мы на шаг. ходьба на месте, затем друг за другом

Общеразвивающие упражнения

«Листопад»

1.«Листочки качаются на деревьях»

И. п. : ноги слегка расставить, руки с листочками внизу.

1 - поднять руки с листочком вверх,

2 - покачать из стороны в сторону,

3 - вернуться в и. п. (повторить 4-6 раз)


2.«Листочки по ветру летят»

И. п. : то же.

Раскачивание прямыми руками вперёд-назад поочерёдно (повторить 4-6 раз)

3. «Листья кружатся в воздухе»

И. п. : ноги вместе, оба листочка в правой руке

1 – поднять руку с листочками вверх,

2 – встать на носочки,

3 - покружиться через правое плечо.

То же самое выполнить, взяв листочки в левую руку, кружиться следует через левое плечо (повторить по 3 раза в каждую сторону)


4. «Листочки опадают на землю»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки с листочками внизу, вдоль туловища.

1 - присесть, положить листочки на землю перед собой,

2 - встать, выпрямиться,

3 - присесть, взять листочки,

4 – встать, выпрямиться (повторить 4 раза)

5. «Прыжки с листочками»

И. п. : ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки с листочками перед грудью.

Прыжки с поворотом вокруг себя. Сначала в одну сторону, затем в другую (повторить по 3 раза в каждую сторону)

6. Дыхательное упражнение «Ветерок играет с листьями»

Дети берут листочек за черешок, набирают воздух через нос и выдыхают его, дуют на листик (повторить 4 раза)