Советы психолога родителям пятилетних малышей. Психология ребенка пяти лет Поведение детей 5 6 лет

Как правильно формировать поведение ребенка

В оспитание детей в возрасте 5-6 лет связано с некоторыми трудностями. Перелом характера и осознание себя как личности в обществе, осознание собственных (пускай и небольших пока еще) возможностей, подготовка к школе – все это как нельзя лучше отражает ключевые моменты в жизни родителей и их детей в таком возрасте.

Самым сложным при воспитании детей всегда оказывается распределение времени между оказываемым им вниманием и другими родительскими (и не только) обязанностями. Тем более, большая часть родителей отдает свое чадо в детский сад, где за малышами приглядывают, но далеко не всегда воспитывают и что-то вкладывают.

В возрасте 5 или 6 лет нет большой разницы в воспитании мальчика или девочки. Конечно, мальчики в этом возрасте более энергичны, а девочки более усидчивы, но основные моменты психологии воспитания подходят для обоих полов.

Увлечение компьютерными играми

В наше время многие родители жалуются на чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, которые будто зомбируют, гипнотизируют малышей. Истерики, связанные с ограничениями по времени с подобными играми, практически неизбежны для любой семьи. Разработчики компьютерных игр для создания интересных версий приглашают не только дизайнеров и художников, но еще и психологов, которые знают, как привлечь внимание ребенка, а порою даже и взрослого, и очень надолго.

Незащищенная психика ребенка не способна противостоять напору заманчивой компьютерной индустрии. Поэтому по времени игры обязательно нужно ограничивать. Давать на них не более 30-60 минут в день.

Стоит в обязательном порядке позаботиться еще и о содержании самих игр. Компьютерные игры могут оказаться как вредоносными и несоответствующими возрасту, так и в меру полезными. Сегодня, зайдя на страницы интернета, можно найти большое разнообразие онлайновых детских компьютерных игр, где малыши смогут обучаться чтению, счету, иностранным языкам, логике и т. п. Такие игры для детей все равно останутся не чем-то напряженным и формирующим психику, а приятным вариантом обучения, немного облегчающим жизнь родителям. Зато стрелялки и другие агрессивные игры способны заразить своей агрессивностью малышей. Не говоря уже о переворачивающихся трупах, тоннах мяса, отвратительных мутантах и т. п.

Подготовка ребенка к школе

Еще одним немаловажным моментом, на который обязательно следует обратить внимание, является подготовка к школе. Малыши не могут пока еще долго заниматься одним и тем же делом, но если их не приучить сейчас сидеть за столом хотя бы по часу, потом в школе они будут мучиться еще сильнее.

Сегодня при поступлении в школу учителя требуют определенных навыков и умений. Ситуацию, когда ребенка из-за их отсутствия не возьмут в школу, нужно обязательно исключить, а для этого нужно просто садиться и заниматься.

Начинать стоит с изучения отдельных букв, запоминания последовательности букв в русском алфавите, потом плавно перейти к чтению слогов (про написание букв также забывать не стоит), а потом уже и слов с предложениями.

Порой бывает очень сложно заставить малыша заниматься. Особенно с тем учетом, что далеко не сразу у детей все получается. А в возрасте 5-6 лет дети привыкли делать лишь то, что дается сразу. На этом этапе стоит ребенку объяснить, что только трудом и тренировками можно достичь желаемого результата.

Воспитание ребенка на своем примере

Конечно, воспитание детей не может ограничиваться одними играми и обучением. Прогулки по улице с детьми, рассказы родителей об их детстве и о том, что и как происходит в мире также необходимы каждому малышу.

Дети в таком возрасте очень внимательно наблюдают за поведением своих родителей, поэтому всегда стоит задуматься – какой пример мы им подаем в той или иной ситуации.

Посещение с мамой и папой зоопарка, кино, цирка и даже просто парка способно оставить яркие впечатления у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Вспомните себя в таком возрасте, и у вас наверняка всплывут какие-нибудь воспоминания о совместном времяпрепровождении с родителями. Такие контакты с детьми необходимы для нормального становления личности. Ребенок должен чувствовать себя спокойно и уверенно в жизни, а для этого он часто смотрит на родителей, ориентируется по ним в окружающей его обстановке.

Именно в этом возрасте он уже более явно пытается сказать слово “нет”. Может даже случаться и такое, что он будет делать то, что решил, не глядя на мнение родителей, но наблюдая за их реакцией. В таких случаях следует смотреть по каждой конкретной ситуации отдельно, что делать.

Идеальным вариантом будет, если между ребенком и родителями сложатся доверительные отношения, а не отношения вроде “я – родитель, а ты еще маленький и глупый”. Важно найти ту золотую середину, когда ребенок может быть самостоятельным в меру дозволенного ему вами.

На данный момент подрастающий малыш еще достаточно сильно зависит от своих родителей, но лет в 15, когда начнется подростковая ломка характера, ситуация сильно изменится, и только с помощью доверительных взаимоотношений можно будет узнать, что и как происходит с ребенком.

Энергия 5-6 летнего ребенка

Выброс энергии – тема, которой стоило бы посвятить целую отдельную статью. Каждый человек нуждается в выбросе энергии, а ребенок 5-6 лет нуждается в этом в несколько раз сильнее. Если он не потратит ее где-нибудь, где можно, он может вечерами вести себя далеко не лучшим образом: скакать по диванам, носиться по коридору из стороны в сторону, лезть драться к родителям и т.д. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, проще всего записать малыша, например, на плавание или на футбол. Любые подвижные игры и занятия помогут ему растратить свой переизбыток физических сил, которых у детей, действительно, больше. Подвижные игры с родителями также может стать одним из очень неплохих привлекательных и полезных вариантов решения данной проблемы.

Но самым-самым главным условием воспитания, при котором малыши вырастут и будут счастливыми – это родительская любовь. Если есть возможность и лишняя минутка, никогда не пренебрегайте ею – обнимите малыша и дайте ему почувствовать, как сильно вы его любите.

Воспитание ребенка в 5 лет носит специфический характер. В первую очередь он заключается в закреплении и выработке определенного направления поведения. В таком возрасте ребенок уже много знает и умеет. Но при этом его память рассеяного типа. Поэтому малышу постоянно нужно напоминать самые простые вещи. Например, утром необходимо чистить зубы, после сна застилать кровать, до еды нужно мыть руки и так далее. Развитие специфических определенных действий на этом этапе воспитания должно быть основной целью родителей.

Но очень часто все напоминания вызывают пререкания и споры со стороны ребенка. Происходит такое поведение не потому, что малыш растет упрямый. А из-за того, что данный возраст характеризуется пререканиями и лишними рассуждениями. Дело в том, что у взрослых и детей в возрасте 5 лет обнаруживаются различия и расхождения во взглядах. Именно из-за непонимания и возникают разногласия.

Особенности воспитания детей 4-5 лет

Воспитание детей 4-5 лет всегда должно учитывать характерное поведение малыша среди других детей в группе. Потому как именно в таком возрасте закладываются базовые черты его поведения в обществе. На данном этапе жизни основным обществом ребенка является его семья, группа в детском саду, а также друзья-сверстники со двора. Другими словами, малыш должен не бояться вступать в контакт с людьми, правильно просить о помощи, благодарить, делиться своими игрушками. Потому как именно такое общение и является коммуникабельностью своего возраста.

Многие дети в таком возрасте выражают некую агрессию ко всем окружающим его людям. Поэтому следует обращать особое внимание и на такое поведение. Нужно выяснить, почему малыш проявляет такие чувства. И постараться убедить его в обратном, то есть делать только хорошие поступки.

Бывают ситуации, когда плохое поведение вызвано усталостью малыша или рассеянным его вниманием. В таком случае родителям нужно просто пересмотреть распорядок его дня и выделять больше времени для отдыха. И если наказание является неадекватным или неправильным, то сам процесс воспитания окажется бессмысленным и не даст положительных результатов. Следует также учесть и тот факт, что нельзя откладывать процесс наказания. Малыш быстро начинает забывать совершаемые поступки и в дальнейшем может просто не понять, за что его наказывают. Не следует говорить пустых угроз, потому что в будущем ребенок их просто перестанет воспринимать.

Наказание

Воспитание ребенка 5 лет нередко заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но воздействовать на малыша в обществе физически и психологически категорически запрещается. Лучше найти альтернативу и правильно наказать ребенка. Следует объяснить, что многие поступки могут причинять боль людям или же иметь плохие последствия. Лишь после нескольких последующих объяснений можно будет наказать ребенка.

Выделяют физическое и психологическое наказание. Психологическим наказанием является отказ от общения с малышом, когда он обращается к своим родителям. Очень часто это влияет на поведение ребенка в лучшую сторону, и при этом он сам стремится пойти на контакт.

Вторым психологическим наказанием при воспитании ребенка 5 лет является ограничение в просмотрах телевизора или игр за компьютером. Физическим наказанием является ограничение свободы малыша (то есть когда ребенка ставят в угол) или же телесное наказание (применение ремня). Но последняя мера наказания должна использоваться крайне редко. А лучше ею не пользоваться вообще.

В большинстве случаев при воспитании ребенка 5 лет наказание происходит вследствие лжи. Это происходит потому, что в таком возрасте у малыша очень бурно развита фантазия и иногда он может выдавать такие мысли за реальность. Родителям в таких ситуациях не следует говорить ребенку о том, что он врет. Лучше убедить его в том, что его мысли являются фантазией или выдумкой. А когда малыш пытается действительно обмануть своих родителей, то следует ему привести понятные примеры и рассказать, какие могут возникать последствия.

Поощрения

Воспитание ребенка в таком возрасте должно проходить и с поощрениями. Можно говорить простые похвальные слова или дарить разные подарки за правильное и хорошее поведение. Не рекомендуется покупать слишком дорогие подарки. В 5 лет ребенку достаточно будет простого альбома для рисования или других полезных предметов (например, пластилин для лепки, конструктор или простая настольная игра).

Применяя метод поощрения при воспитании ребенка 5 лет, можно подарить и обычные пазлы. Они помогают не только заинтересовать и увлечь малыша, но и сплотить всю семью за одним занятием. Такие ситуации вызывают доверие у ребенка и формируют правильное отношение к семье.

Аналогичное действие оказывает и семейный ужин или во время прихода гостей. В таких ситуациях ребенок будет постоянно вмешиваться в разговор. Но это происходит только от того, что ему необходимо высказать свое мнение и участвовать в разговоре на равноправных условиях.

Как воспитать в ребенке 5 лет чувство трудолюбия

Доверять дела

Таким вопросом каждый из родителей задается не один раз. В пятилетнем возрасте у малыша продолжает происходить познание всех норм поведения и дальнейшей ответственности. Поэтому в таком возрасте у него могут проявиться новые обязанности. Например, ребенок может убрать свои игрушки перед сном или заправить свою кровать.

Кроме того, таким детям уже можно доверить самые простые действия по уходу за домашними любимцами. Это могут быть, например, такие действия, как наливание воды в миску или его кормление. Также можно попросить ребенка помочь накрыть стол перед семейным ужином или обедом. Считается, что в этом возрасте часть ухода должна перейти к ребенку.

О том, как воспитать в детях 4-5 лет чувство трудолюбия, можно сказать еще и следующее: малыш уже достаточно взрослый, и ему можно доверить закрыть или открыть кран для самостоятельного мытья рук. Также он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои любимые игрушки или вещи.

Детский сад

Огромную помощь в развитии чувства трудолюбия оказывают детские сады. Именно там за каждым ребенком закрепляются каждодневные обязанности, которые он должен выполнять. И именно воспитатели следят за их беспрекословным выполнением. Зачастую бывает, что дети в саду намного лучше слушаются воспитателей, нежели своих родителей. А связано это с тем, что родители не слишком уверенно себя чувствуют. Поэтому каждому ребенку нужно выделять и правильно объяснять свои повседневные обязанности.

Обязанности

Чувство трудолюбия начинает прививаться уже с раннего возраста. Поэтому при воспитании ребенка 1-5 лет будут меняться только его обязанности. Так, например, в два года малыша можно уже приучить складывать свои вещи после прогулки. Таким образом, будет формироваться обязанность убирать одежду, игрушки и другие предметы.

В 3,5 года ребенок будет интересоваться всеми домашними делами. Он будет стремиться помыть полы или посуду, участвовать в приготовлении пищи и даже в мелком ремонте. Конечно, малышу потребуется помощь родителей. И не следует отказывать ему в выполнении каких-либо действий. Потому что ребенок сможет прочувствовать свои силы. А по окончанию выполнения следует обязательно его похвалить.

4.8 4.80 из 5 (5 Голосов)

У ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков. Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению. Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.

Потребность в общении

Основная потребность ребенка в этом возрасте - это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка». Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие. Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.

Развитие логических способностей

Родители ребенка, который достиг дошкольного возраста, начали замечать, что его общение заметно изменилось. Он стал уже не просто однотипно отвечать на поставленные вопросы, а начинает размышлять и фантазировать. Это говорит о том, что он достиг той самой стадии, когда активно развивается логическое мышление. Первое, что нужно сделать, - направить возрастную психологическую особенность детей 5 лет в нужное русло. Сделать это можно в игровой форме:

  • Отлично развивает логическое мышление конструктор. Лучше всего, если в его комплект будут входить различные гаечки, ключи и другие соединительные элементы. Сначала малышу необходимо импровизировать, собирать самостоятельные детали. Затем можно усложнить задачу, предложив ему собрать определенную часть, изображенную на рисунке.
  • Необходимо дать ему две одинаковые картинки и попросить найти между ними несколько отличий. Вероятнее всего, что сначала эта задача покажется для него затруднительной. Постепенно эти навыки начнут улучшаться.
  • Существует множество книг с задачами для этого возраста. Среди детей пользуются популярностью задания, где нужно найти лишний предмет.

Выполняя упражнения с ребенком, родители должны набраться терпения. Помогать им крайне не рекомендуется. Пусть на занятия придется потратить множество времени, главное, чтобы он научился добиваться поставленной цели сам и прекратил ожидать подсказок от старших товарищей.

Занятия на формирование памяти

Уже через 2 года ребенку будет пора идти в первый класс. А это значит, что заботливому родителю уже сейчас пора задуматься о психологических особенностях развития детей 5 лет. В этот период можно активно начинать тренировать его память. Если это сделать заблаговременно, то будущему школьнику заметно легче будет усваивать материал, входящий в образовательную программу. Уже в 4,5 года можно попробовать провести несложную для него игру. В ряд требуется расставить несколько предметов и попросить ребенка отвернуться на несколько секунд. За это время нужно убрать один из них. Основная задача ребенка - понять, чего не хватает. Постепенно задание можно усложнять, увеличив этот ряд.

Ребенок в обществе

Кто такой ребенок? Это индивид, который постоянно находится в контакте с другими личностями. Психологические особенности развития детей 5-6 лет должны заметно отличаться от тех, которые были ранее. Они должны уметь общаться между собой, самостоятельно решать различные опросы и совместно выполнять какие-либо задачи.

К сожалению, в настоящее время многие молодые мамы отказываются водить ребенка в детский сад. Связано это с высоким риском приобретения инфекционных заболеваний. Соответственно, индивид привыкает к плотному общению с матерью и не воспринимает других людей. В таких случаях рекомендуется записать его на занятия, где бы он мог находиться без родителей. В противном случае поход в школу станет для него большим стрессом.

Стоит просить ребенка сделать покупку самостоятельно, попросить помощи у постороннего взрослого или занять очередь в поликлинике. Все эти приемы позволяют формировать уверенность в себе.

Грамотное развитие мышления

Очень важной составляющей, определяющей психологические особенности детей 5 лет, является мышление. Помочь добиться успеха в этой области помогут несложные задачки:

  • Наверняка каждому ребенку мама рассказывает сказки. Необязательно делать это полностью. Требуется озвучить определенный отрывок и попросить его продолжить. Основная его задача - придумать последовательность событий.
  • Отличной игрой, способствующей формированию возрастных психологических особенностей детей 6 лет, являются пазлы. Можно самостоятельно разрезать картинку на несколько отдельных частей и попросить ребенка восстановить её.
  • Рекомендуется вместе смотреть с ребенком мультики и размышлять на различные темы, например, почему герой в определенной ситуации поступил именно таким образом.

Способность правильно размышлять также пригодится для обучения в школе, детям будет легче справляться с поставленными задачами.

Особенности воспитания мальчика

Возрастные психологические особенности детей 5 лет различны для юных представителей мужского и женского пола. Когда-то мальчик с любовью и нежностью относился к своей матери, словно не имея возможности прожить без нее ни секунды. В этом же возрасте он начинает тянуться к отцу. Для него становится интересным все, что он делает: ремонтирует детали, чинит розетки или водит автомобиль. Главе семейства важно в этот момент не отвернуться от него, показав положительный пример.

Именно в этот период необходимо сформировать в мальчике уважительные черты характера. Следует научить их трепетно относиться к девочкам, подавать им руку при спуске со ступенек, уступать место старшим в общественном транспорте.

Родителям необходимо обратить внимание на общение между собой. Все конфликты лучше отложить на то время, когда дети будут спать. Старшие товарищи станут для будущего мужчины примером, опираясь на него, он аналогично станет выстраивать свои отношения.

Аналитический склад ума

Медицинские специалисты и педагоги, которые длительное время занимались изучением возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет, утверждают, что им просто необходимо развитие аналитического склада ума. Это позволяет сформировать мышление, логику и память. В этом возрасте дошкольник должен уметь делать следующее:

  • Считать до десяти в прямом и обратном направлении.
  • Выполнять несложные математические примеры.
  • Знать все геометрические фигуры.

Помимо этого ребенок должен превосходно ориентироваться в окружающем мире. Он должен без труда уметь отвечать на вопрос о том, какое время суток, года и текущий день недели. Для приобретения этих навыков вовсе не обязательно посещать какие-либо курсы, можно сделать и в домашних условиях, используя подручные предметы.

Особенности воспитания девочек

Молодая мама девочки должна придать значение психологическим особенностям ребенка 6 лет. В этом возрасте ей важно понимать, что она, в отличие от мальчиков, должна быть воспитанной, нежной и аккуратной. Сначала следует привить ей любовь к чистоте: необходимо, чтобы вещи всегда были сложены на полочке, уголок убран, а игрушки положены в коробку после каждого использования.

Девочка - это будущая хозяйка и верная помощница для своих родителей. Требуется приглашать её совместно делать уборку, готовить и накрывать на стол. Все эти, казалось бы, сложные задания очень быстро войдут в привычку и станут неотъемлемой частью образа жизни.

Каждая дочка мечтает быть похожей на свою маму, следует стать для неё хорошим примером.

Физические способности

Маленькие дети всегда выглядят мило, у них пухленькие щечки, милые глазки и непосредственная улыбка. К 5 годам жизни черты лица становятся более грубыми, тело крепнет и приобретает совершенно иную форму. У дошкольников становится лучше координация, появляется резкость и ловкость. Основные психологические особенности детей 5-6 лет позволяют им быстро принимать решение в спорной ситуации, уметь хитрить и решать сложные задачи.

Все это говорит о том, что людям такой возрастной категории доступны сложные игры: волейбол, футбол, баскетбол и другие. Родитель может отдать свое чадо абсолютно в любую секцию. Девочкам рекомендовано посещать танцы или гимнастику, так как эти занятия делают фигуру красивой и женственной. Мальчиков стоит отдать в бокс, легкую атлетику и в силовую борьбу, подобные занятия научат их постоять за себя.

При выборе спортивной секции стоит учитывать психологические особенности детей 5-6 лет. Лучше чтобы они имели любительский характер. Профессиональные занятия могут вызвать у подрастающего ребенка большой стресс и навсегда отобьют желание продолжать их посещение.

Психологические особенности развития детей 5 лет - это очень тонкая грань отношения между родителями и ребятами. Нарушив её, можно заметно навредить душевному состоянию подрастающей личности. Чтобы этого не допустить, нужно соответствовать следующим правилам:

  • Именно в этом возрасте должно быть сформировано доверие между двумя поколениями. Необходимо, чтобы ребенок не стеснялся рассказать о своей проблеме, а родитель сумел его выслушать и дать дельный совет. В противном случае эта нить может оборваться, а восстановить её в дальнейшем будет практически невозможно.
  • Дошкольник может задавать вопросы из самых различных областей. Нужно научиться правильно реагировать на них и давать адекватный ответ. Любые насмешки приведут к тому, что малыш замкнется в себе.
  • У ребенка в этом возрасте появляются свои мечты, цели, планы на будущее. Категорически не рекомендуется говорить, что у него это не получится. Психологически особенности детей 5-6 лет не приемлют любую критику, напротив, нужно внушать уверенность в собственных силах.

Многие родители стремятся раньше положенного времени отдать своего ребенка в школу, а педагоги любезно помогают им разрешить этот вопрос. Готов ли ребенок в этом возрасте к школе? Ответ на этот вопрос могут дать только близкие ему люди, оценив степень усидчивости.

Заключение

Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок - это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.

На чтение 7 мин.

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.



Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить – еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).


В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.


Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).


Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.



Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать



Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог