Сценарии театрализованных мероприятий на 9 мая. Сценарий театрализованного праздника, посвящённого Великой Победе "Письма с фронта"

Для проведения праздничных мероприятий к Дню Победы очень часто требуются концертные программы, которые можно показать на открытых площадках Домов Культуры или сценах парков отдыха, в моменты массовых гуляний по поводу этого замечательного и всеми любимого праздника, в этих случаях, одной из выигрышных идей для сюжетной линии концерта может стать аналогия с с выступлениями фронтовых бригад. Предлагаем один из вариантов с конферансом и играми - Сценарий праздничной программы к 9 Мая «Музыка Победы»

Сценарий праздничной программы к 9 Мая

Торжественное начало программы.

Начало программы лучше сделать торжественно-патриотичным, например, включив блок "Бессмертный полк" из этого , а уже затем перейти к концертному блоку.

Ведущий: Тему нашей концертной программы нам подсказали фронтовые письма. Каждое из фронтовых писем - судьба. За каждой строчкой - большая жизнь. И мы поняли самую простую истину: для всех людей, сотворивших Победу, и тех, кто воевал, и тех, кто работал на Победу, главным был мир.

Ведущая: Вроде бы это и так ясно. Но вспомните, много ли рассказов о ужасах войны довелось Вам услышать от ветеранов? Они ведь не любили вспоминать об этом. Зато вспоминали друзей, и с удовольствием пели песни тех лет. И какие песни!

Ведущий: Да и любимые военные фильмы рассказывают не только о страхе и боли. В них есть место и любви, и настоящей дружбе, и хорошему юмору. А ведь многие из этих кинолент снимали люди, прошедшие сороковые, фронтовые.

Ведущая: Да, в этих фильмах есть всё: и боевое братство, и интернационализм, и любовь к Родине, и вера в победу.

Ведущий: А помните капитана Титаренко, командира поющей эскадрильи? Именно его слова и станут главным лейтмотивом этого концерта.

Ведущая: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!"

Ведущий: За годы войны на фронт ушли 45 тысяч артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. В день было до десяти концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе.

Ведущая: Слава Богу, наша земля уже много десятилетий не слышит звуков войны, и тем не менее, может быть и нам в этот день стоит вспомнить песни тех лет? Тем более, что все они жизнеутверждающие, и даже веселые. Именно такие, какие нужны на каждом празднике!

Выступление "фронтовой" бригады

Появляется "фронтовая бригада": музыкант, чтец, певец, "конферансье". Специальности условны, каждый артист может быть и чтецом, и певцом, и гармонистом.

Чтец:

Читает стихотворение «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» (Автор В.Лебедев-Кумач)

Звучит переделанная песня Военных корреспондентов

Текст песни

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С песней и баяном,

А иногда с наганом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем.

За всех за выступавших,

С армией шагавших,

Выпьем за поющих под огнем!

Как бойцы шагали,

Мы цветов не ждали,

И на сцену, как в последний бой:

С полною отдачей

Справились с задачей,

И еще концерт у нас с тобой.

От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем, кто упрекнет:

«С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год!»

Там, где мы бывали,

Нам сцены не давали.

Без софитов, рампы и кулис

Пусть костюмы - в клочья,

Утром, днем и ночью

Выступали мы всегда на бис!

Так выпьем за победу,

За цирк и оперетту.

А не доживем, мой дорогой,

Новый день настанет

Песню друг затянет,

И помянет ею нас с тобой!

Чтец:

Читает стихотворение «Жди меня, и я вернусь» (Автор К. Симонов)

Песня «Эх, дороги»

Чтец:

Читает отрывок из поэмы «Василий Теркин» от слов: «Чтоб идти в любую драку» до слов: «Или присказки какой». (Автор А. Твардовский)

Фронтовые частушки

Исполняются частушки 41-45 гг, например, вариант ниже.

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье:

Ну, что ж, друзья, поете вы прекрасно.

Похоже мы приехали напрасно?

Но как сказал поэт "еще не вечер",

И не забавой будет наша встреча.

Другой поэт сказал: Да были люди

И в наше время, уж, таких не будет.

(Простите, уж, за вольную трактовку),

А мы сейчас проверим вашу ловкость.

Сыграем в партизан, вы как готовы?

Условия простые, как подкова.

Командная игра - эстафета "Партизаны на болоте"

РЕКВИЗИТ: мел, если покрытие площадки асфальтовое, или палочка, которой можно рисовать на земле.

Участвуют две команды. Цель - пройти через болото цепочкой "след в след". Команды выстраиваются друг за другом, у первого - мел. По команде первые номера шагают по дистанции обрисовывая свои следы, когда первые номера доходят до другого берега "болота" вторые номера идут по следам, стараясь не провалиться в "трясину".

Проводится игра

Чтец:

Нет, слово "мир" останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

Конферансье: Послевоенное поколение мальчишек наверняка помнит, что самым трудным при игре в войну в то далекое время, было найти противника. Никто не хотел быть ни фашистом, ни полицаем. А вот партизанами - это совсем другое дело. Вот и у вас теперь есть свои невидимые бойцы. Да еще и какие ловкие! Самое время для партизанской песни.

Исполняется песня «Смуглянка», если есть техническая возможность, то на экран выводится ролик для караоке

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье: А среди Вас есть удачливые разведчики? Проверим? Мы не будем вживаться в образы врагов. Мы просто образуем две команды соперников, но захватить языка. вам все же придется.

Игра "Кто больше "языков" приведет?"

Это командное состязание, в основе которого игра «Разрывные цепи», когда одна команда стоит крепко сцепившись друг с другом и выкрикивает команде соперников: «Цепи кованые, раскуйте нас!», а те спрашивают: «Кем из нас?». Тот, кого назовут бежит изо всех сил, стараясь разорвать «цепи», если ему это удалось забирает самого сильного игрока и ведет в свою команду, если не удалось, то сам встает в ряды устоявшей команды. Только в данном случае условия немного меняются. Команды выстраиваются в линию друг против друга. Каждый капитан назначает по три - четыре "разведчика", которые по команде должны разорвать линию противника и увести "языка", или попасть в плен.

Проводится игра

Конферансье: Хотелось бы вспомнить и о тех, кто не совершал видимых подвигов. Да, они работали. "Все для фронта, все для Победы!" - лозунг с которым жила вся страна. Но вспоминая о потерях и подвигах, мы часто забываем о тех, ради кого эти подвиги совершались: матери, дети, любимые - жены и невесты, которые писали письма, молились, которые ждали. И не случайно незатейливая песня о любви простой девушки стала военным символом.

Песня «Катюша» или другой концертный номер

Конферансье: Как бы не хотелось нам остаться с вами, друзья, но труба зовет. Ведь у фронтового артиста много зрителей. И надо заметить, что в мирное время мы востребованы не меньше. Особенно в такой день. Мы поздравляем всех жителей со светлым праздником, Днем Победы. Пусть наше общее небо будет ясным, а тучи будут только грозовыми. Счастья вам, дорогие!

Девочка читает стихотворение «Дети из ладошек солнышко сложили» (Автор О. Маслова)

Концертный номер

Звучат песни военных лет. Сценарий праздника 9 мая можно начать показательным выступлением победителей конкурса военно-патриотичной песни "Помним прошлое ради будущего, или просто детскими номерами. Делегации ветеранских коллективов располагаются перед центральной сценой.

Звучит вступление к песне "День Победы".

ВЕДУЩИЙ 1: На улице – месяц май, месяц, который богат мечтами, счастьем, песнями. Месяц, который мы с нетерпением ждем каждый год, и встречаем его с большой радостью, потому что май у всех нас ассоциируется с праздником Великой Победы

ВЕДУЩИЙ 2: Победы радостный день! Что в имени твоем, Победа? Тепло родных, верность друга, море встреч, и боль потерь, кто есть враг, а кто есть брат, сладость смеха и соль слезы – все в тебе, Победа.

ВЕДУЩАЯ 1: Мы обязаны сохранить в наших сердцах священное имя Победы, юность наших ветеранов, их бессмертные рассказы о войне, их солдатскую дружбу, их героизм и смелость. Мы обязаны передать это бесценное сокровище времени нашим детям и внукам из настоящего - в будущее.

ВЕДУЩАЯ 2: Устилайте цветами дороги,
Звонкие запевайте песни весне.
Сегодня - праздник Победы,
Лучше праздник на земле!

ВЕДУЩАЯ 1: Салютовала Родина
Храбрым воинам победы той
Они нашу сберегли Отчизну
И смело насмерть шли за нее в бой.

ВЕДУЩИЙ 1: Как седые воды Волги, убегают года. Журавлиными ключами отлетают в далекий край дни. А вокруг бурлит вечная жизнь. Семидесятая весна рада встретить всех тех, кто пережил войну, кто живет в мирное время - детей, внуков, взрослых. Встречает и напоминает семидесятый раз о страхе войны и приказывает беречь мир.

ВЕДУЩИЙ 2:
Давно прогремели канонады грозных боев, давно порывистые весенние ветры тают в мареве времени. И только все светлое, героическое, человечное и большое сохраняет память народная. Уважаемые ветераны! Благодарим Вас за то, что сохранили нашу Родину от фашизма и неволи. В этот день невольно упоминается все: и начало войны, и трудные атаки, и бесконечные километры дорог, и выпускной школьный бал 1941 года.

Сцена выпускного вечера 1941 года



В записи звучит "Школьный вальс" И. Дунаевского. На сцене появляются юноши и девушки, одетые празднично, как в 40 года. Они танцуют вальс. Чтецы говорят на фоне музыки.

ВЫПУСКНИЦА 1: Это был обычный июньский день. Разве что только солнце светило ярко. И небо было голубое-голубое. А еще...

К ней подходит юноша.

ВЫПУСКНИК: А еще у нас был выпускной. Помните?
ОНА: Мне ужасно натерли мои новые ботинки.
ОН: Ты сегодня такая красивая.
ОНА: А ты такой смешной.
ОН: Я написал тебе стих.
ОНА: И за весь вечер так и не решился мне его показать?

К ним подходит другая выпускница.

ВЫПУСКНИЦА 2: А мы его с девушками похитили и прочитали.
ОН: Правда?
Все (поочередно): Правда! Правда! Правда!
ВЫПУСКНИЦА 1: Друзья, станцуем вальс.

Музыка звучит громче. Выпускники танцуют. На фоне музыки звучит фонограмма звука грома.

ВЫПУСКНИЦА 1: Ой, мама, я так грома боюсь!

На сцене появляется женщина в черной одежде.

ЖЕНЩИНА: Это не гром. Это - война.

Пары разбегаются с восклицаниями "Это война!". В фонограмме звучит мелодия песни "Священная война". Фонограмма песни микшируется.

ЖЕНЩИНА: Той ночью, как обычно, догорал рассвет в объятии жаждущей ночи, и выпускники далекого сорок первого танцевали свой выпускной вальс, не подозревая, что уже через несколько часов их закружит кровавый танец войны, который будет длиться тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей.

Без объявления солист исполняет песню "Когда плачут тюльпаны" (сл. Е. Кузнецова, муз. С. Пожлакова)

ВЕДУЩАЯ 1: Большая Победа! Уже 70 лет мы празднуем праздник Великой Победы. Чем дальше отходят огненные годы войны, тем величественнее восстает перед новым поколением героический подвиг поседевших ветеранов.

ВЕДУЩИЙ 1: Праздник Победы дорогой и близкий каждому человеку. Это праздник торжественности, праздник победы жизни над смертью, ума над варварством, идеалов мира над силами войны.

Сцена проводов на войну:




На сцену выходят юноши с рюкзаками, девушки и женщины машут им вслед платками, дарят свертки на память. В записи звучит стук колес поезда. Юноши подходят к микрофонам, все остальные остаются в глубине сцены.

1-й юноша: Чтобы получить свободу, надо посвятить себя борьбе за цель более высокую, чем спасение собственной жизни.

2-й юноша: Мы все горячо желаем одного: чтобы грядущее поколение постигло абсолютную ценность каждой человеческой жизни в свободной стране.

3-й юноша: За судьбу человеческую, за твою и мою жизнь на этой земле.

4-й юноша: Не грустите, девушки.

5-й юноша: Не плач, моя красавица кареглазая, я быстро вернусь, и мы будем счастливы.

Вместе: Ждите, мы быстро возвратимся к вам с победой!

Стук колес поезда усиливается, а потом медленно микшируется. На его фоне звучит голос диктора. Ребята уходят со сцены.

ДИКТОР: Уже из первых дней войны развернулась борьба за свою Родину. Кто-то становился летчиком, партизаном, сапером, танкистом, а кто-то пехотинцем, связистом или отважным моряком.

На сцену выходят ребята, одетые в военную форму тех времен. Они имитируют сцену войны: сапер, пехотинец, партизан, летчик, танкист, моряк...

САПЕР: Еще танки фашистские в поле ревут,
А им уж сапер «праздничный» готовит путь.

ПАРТИЗАН: Слава тому, кого мстителем звать,
Кто остался в глубоком тылу воевать.

ЛЕТЧИК:
Летчика сердце твердое зовет,
А рука неуклонно машину ведет.

СВЯЗИСТ: Пушечный смерч дубы сечет, корчует сразу.
И свежий, теплый сок, будто слезы на траве течет
И перебиты живые провода
растерзанным словом строгого приказа.

ПЕХОТИНЕЦ: Штык, котелок и скатка, и противотанковый ров.
Пехотинцу славы может и не будет,
Кто пожалеет о том?

ТАНКИСТ : Весь танк горит, будто молния,
Взлетает из холма в реку - это танкисты ведут свою борьбу.

МОРЯК: Уплывает чуб у моряка отважно, уходят неудержимо в море корабли. Жизнь моряка - атаки и походы, пушечный ярый гром, и Волги красные воды, а за ней пустует отчий дом.

Юноши идут со сцены. Квартет исполняет песню "Экипаж - одна семья" (сл. Ю. Погорельського, муз. В. Плешака)

ДИКТОР: Низкий поклон вам, женщинам войны, за то, что, отторгая от своего сердца сынов, благословляли их на ратный подвиг. Ждали долго вы письма от мужа, любимого, отца.

Сцена «Письма с фронта»




На сцену выходит почтальон

Почтальон: Девушки, где вы там? Идите быстрее, я почту принесла.

Девушки в платьях 40-х годов выходят на сцену

Почтальон: Ну что, танцуй, Валентина, не забыл тебя твой возлюбленный, так как читай, что пишет.

Девушка: "Добрый день, моя любимая! Будто бы совсем недавно мы танцевали вместе на школьном выпускном, а теперь так далеко друг от друга. Но я не сомневаюсь - я вернусь.

Может, удивительно, что я говорю так, ведь вокруг война и смерть, и я иду прямо туда... Я очень люблю жизнь. Умереть - просто, тяжелее - жить и жить достойно. Я должен воевать - ради нас, ради Отчизны, ради нашей любви. Вот увидишь, как заживем мы после войны. Разгромим врага и заживем славно, долго мы будем жить после войны. Люди будут завидовать нашей любви и нашему счастью. Ты веришь в это? Прошу тебя, верь! Мы не можем разлучиться, как не можем разучиться дышать. Верю - я вернусь!"

К почтальону подбегает еще одна девушка, но ей письма нет. Почтальон отводит глаза, а девушка, огорченная, отходит в сторону.

Почтальон: Семеновна, а ты чего там стоишь, смотри, письмо от дочурки твоей!

На сцену выходит пожилая женщина, читает письмо

МАТЬ: "Родная моя мамочка! В конце концов сбылась моя мечта - я стала летчицей. Наш женский полк прибыл на фронт. В море огня было тяжело целиться. Враг вырвал из жизнь 8 наших подруг, таких потерь у нас еще не было. Я очень глубоко переживала эту трагедию. Вспоминала всех девушек, а особенно - Иру. Сколько души она вкладывала в подготовку самолета, писала стихи о родном полке и о любви. И вот теперь ее нет. Это невыносимо, но враг получит свое, мы отомстим за девушек".

Без объявления солист исполняет песню "А мать все ходит на курган" (сл. Д. Луценка, муз. А. Пашкевича).

Сцена «Спасибо Вам, ветераны
за праздник Великой Победы!»

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый из них создавал свою победу. Было то, что было. Сразу после вторжения агрессора война стала для нашего народа освободительной, отечественной, священной. Народ встал на борьбу за свою землю, свой дом, своих детей.

Без объявления - танцевальная композиция "Речушка"

ВЕДУЩИЙ 2: Ветеранам войны, молодым ребятам и девушкам, познавшим войну, кто своими руками таскал снаряды, а после войны возрождал родной край, растил детей, перенес все тяготы того нелегкого времени, праздник сегодня посвящаем мы!

ВЕДУЩАЯ 1: Май сорок пятого был щедрым на тепло. Буйно цвела сирень, и огромные ароматные охапки ее бросали солдатам, которые возвращались в родные края из трудных военных дорог. Как их ждали! Ждали мужчин, отцов, возлюбленных.

ВЕДУЩАЯ 2: Не все возвратились из военных дорог: черные платки печали еще долго покрывали преждевременно поседевшие головы солдатских вдов. Сколько их, молодых, красивых, убитых горем, осталось жить одинокими. Никто не вел тогда такой печальной статистики.

Солист исполняет песню "За победу" (сл. и муз. В. Слуцького).


В записи звучит звук поезда. Все участники театрализованного действия с букетами цветов выходят на сцену. Звучит фонограмма голоса Левитана о Победе.


ВЕДУЩИЙ 1:
И сколько бы лет не прошло на дорогах истории (шестьдесят, восемьдесят или сто), памятником бессмертному подвигу павших и живых будет наша счастливая и мирная жизнь.

ВЕДУЩАЯ 2:
Никогда не стереть дорогу, которой прошли вы, наши деды и прадеды. И звезды с ваших бессмертных пилоток нам будут сиять всегда.

ВЕДУЩИЙ 2: Миллионы скорбных секунд -
Миллионов неизмеримых скорбей!
Прошла неизмеримая скорбь!

ВЕДУЩАЯ 1:
Прошла минута молчания... Гремит
Гроза торжественным салютом...

ВЕДУЩИЙ 1:
Ничто не забыто! Никто не забыт!
Утираю слезу.

ВМЕСТЕ: Надо нам жить! Мы будем жить. Спасибо Вам, ветераны за праздник Великой Победы!»

Участники дарят цветы ветеранам. Солист исполняет песню "День Победы". Завершается действие праздничным фейерверком.

Сценарий театрализованного концерта- праздника, посвящённого Великой Победе «Письма с фронта»

Сцена украшена большими треугольниками солдатских писем.

Действующие лица (в одежде военных лет)

Мать, отец, старшая дочь, жених дочери.

Младшая дочь, её подруга.

Сын, друг сына.

Ведущий: Дорогие ветераны! Мы рады приветствовать вас на праздничном концерте. 9 мая исполняется 71 год со дня Великой Победы. Победы, что досталась нам огромной ценой и оттого – такой дорогой и величественной.

Для поздравления с праздником Великой Победы предоставляется директору школы.

Поздравление директора

Звучит музыкальная заставка, на сцене появляются актёры.

С удочками и ведром прошли на рыбалку мальчики, появляется пара

Аня: Ой, как хорошо сегодня!

Коля: Ань, пойдём сегодня на танцы вечером?

Аня: На танцы? С тобой? Ну конечно пойду!

Коля: Хорошо. А я всё позвать боялся…

Аня: Я тоже боялась… но теперь у нас ещё столько танцев впереди!

Коля: Конечно, ведь впереди – целая жизнь.

Аня: Смотри, Лёшка рыбачит, пойдём к ним.

Артисты. Толпа народу (те, кто танцуют вальс), все хлопают, улыбаются. Среди них наши знакомые ребята – Аня и Коля.

Голос: В тот день они ещё смеялись,
Любили зелень и огни.
Ни голос скрипок, ни рояли
Им не пророчили войны.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Аня: Ой, как хочется танцевать!

Коля: Тогда приглашаю.

Коля приглашает на танец

(выходят танцующие пары)

Песня «Лёгкий школьный вальс»

Коля: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!
Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования

Слышится звук разрыва бомбы
Голос Левитана. Включается запись «Работают все радиостанции Советского союза…» - объявление о войне.

Мальчики надевают гимнастёрки, пилотки.

Звучит песня "Священная война" (первые строки)

Мама обнимает отца, плачет. Он подходит к Лане, обнимает её

Отец Ани: Пока, дочка. Даст Бог – свидимся

Аня тоже плачет. Отца забирают на фронт.

Сестрёнка Ани: Мама, мам. А куда забрали папу:

Мать Ани: На войну, милая. Прижимает ребёнка к себе.

Сестрёнка: Мама, а что такое война?

Мать: Война… Война – это когда одни люди нападают на других, (голос садится), война – это страх и боль… (Плачет)

Аня: Война – это самое страшное, что может случиться с людьми.

Аня: бросается к Коле. Коля!!!

Коля: Анечка, Анюта. Ну, не плачь. Всё хорошо будет, ты только верь и жди!

Мальчики уходят, все остальные их провожают.

Сын: Отец, я с вами (бросается)

Отец: Придёт и твоё время.

Аня: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На дорога едва помаячили,
И ушли, за солдатом - солдат...
Мать: До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

Песня «Вечер на рейде»

Уже в первый день немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила 1200 советских самолетов. В первые три недели войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км вглубь советской территории.

Вбегает Лана: Мамочка письмо от папы. (читают)

Мать и Аня: "Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети - будущее нашей Родины - жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Береги детей. Целую, твой Георгий".

Лана: Мама, мы ведь победим?

Мать : Конечно, дочка! Победим и ещё потанцуем"

Танец «Летка-енька»

Лана и подруга заходят на цыпочках с письмом.

Лана: Только тише, мама и Аня спят. Они работают всю ночь в тылу, складывают патроны в ящики,… устают очень.

Подружка: Хорошо. А что там у тебя?

Сестрёнка: Это Ане письмо пришло от Коли.

Подружка: Ждёт?

Сестрёнка: Ждёт.

Подружка: Давай откроем? Ну, пожалуйста!

Сестрёнка: Давай. (Открывает)

«Дорогая моя, Анечка. Тяжело. Тяжело видеть поле боя, тяжело воевать, но каждый здесь понимает – надо. За отечество, за будущее, за родных и близких – надо. Каждый день новый бой.

Как ты там как сестра с братом, мама? Пиши чаще, хочется получать весточку от тебя каждый день. Знать, что с тобой всё хорошо. Жди меня».

Детский хор исполняет песню «Катюша».

Голос с фронта: Через два месяца после начала войны, в августе 1941 г., немцы начали мощное наступление на Ленинград. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. И не важно: взрослый ты или ребенок – война касается всех!

Потерпев неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом.

К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград.

8 сентября 1941 года фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада.

Песня «Белые панамки»

Сын: Аня, Лана! Письмо! От папы! Наконец-то!

Читает мама

«Здравствуйте! Очень давно не писал. Теперь могу. Пишу. Сегодня после боя было много раненых. Мы так все смертельно устали. Мы все в одной связке, не важно кто ты, откуда ты, главное вперёд, за Родину!

Танец «Журавли»

Сидят – сын с друзьями.

Друг: А у меня папа в танковых войсках служит! Вчера письмо пришло. Говорит – страшно. А я раньше думал, что взрослые ничего не боятся.

Сын: Они, наверное, тоже до начала войны думали, что напугать их сложно, и они ничего не боятся. И те, кто переживут всё это – никогда не смогут смотреть на мир также, как это было до войны.

Друг: я тоже стану танкистом, уже скоро.

Сын: И я с тобой, к папе, на помощь!

Ансамбль мальчиков «Три танкиста»

О потерях.

Голос: 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Четыре далеких года. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит!

В ходе Вов советскими вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромами вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла. Погиб каждый 8- й. Их, погибших, более 27 млн. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери.
27 млн. ушли в бессмертие, чтобы жили мы.

Голос: Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Пожалуйста, встаньте. Минута молчания.

Звучит метроном, идёт минута молчания.
Голос: Фронт проходил всюду – и на передовой, и в далёком тылу. Воевали все: мужчины и женщины, дети и старики. Великая тяжесть легла на хрупкие плечи женщин и детей. С годами мы всё больше и больше постигаем их бессмертный подвиг на войне. Их величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

Песня «Прадедушка»

Сообщение Левитана о капитуляции Германии.

Все герои на сцене, радость, обнимаются.

Аня: Я скоро увижу Колю, он дошёл до самого Берлина.

Дети: Папа, папочка, возвращайся скорее.

Шум поездов, толпа народу стоит на вокзале. Под музыку День Победы заходят бойцы.

Лана бросается на шею к отцу. Все дружно обнимаются.

Выходит Коля. Катя бросается ему на шею. Все счастливы.

Некоторые девушки не дождались бойцов.

Песня «Майский Вальс»

Приглашаем ветеранов, танцуем сами.

Все остаются на сцене.

Коля: На наших знаменах
Начертано слово:
Победа!
Победа!
Победа!
Во имя живущих -
Победа!
Во имя грядущих -
Победа!
Миша: Пусть же проходят за годами годы,
Ветеранов не забудет страна.
Свято и радостно память народов
Ваши хранит имена.
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Вечная слава и вечная память
Живущим и павшим в жестоком бою.

Аня: Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

Отец: Одна лишь просьба есть у нас:
"Потомки, память сохраните!"
Мы жизни отдали за вас,
а вы Россию берегите!

Лана: Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы!

Веня: Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.

Сын: Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Финальная песня «Спасибо, деды»

Танец «Мы за мир»

«Я рождена, чтобы наблюдать»

Краткая история молчаливой Машеньки Григорьевны

Ролик №1 по 0:57

Декорации: скамейка в левой стороне сцены

[На сцену выбегает девушка, в руках у нее тетрадка и учебники. Торопится, читает конспекты. За нею торопятся несколько других девушек]

Зина: Ой, я эту анатомию полночи учила, ничего не помню.

Тоня: Да ты, Зин, наверное, уже и сколько будет два плюс два не помнишь!

[девушки смеются]

Зина: Слышь! Поговори мне еще тут! Я все Ромке твоему расскажу как за тобой…

Тоня: Ой, так и расскажешь?

Зина: А вот расскажу!

Тоня: Ну и расскажи!

Зина: Расскажу, если обещала!

Лена: Ну-ка потише, вы две! Разгалделись тут. Вас слышно на всю улицу. Полгорода узнает раньше, чем Ромка, а там уж как-нибудь донесут. [уже себе под нос] Вот дурочки, честное слово…

[Зина и Тоня поднимают было шум, как раздается]

Внимание! Говорит Москва!

Лена: Господи упаси. Началось!

Ролик №1 3:09-4:44

[во время ролика из зала выдвигаются бойцы в гимнастерках, шагают по проходу между рядами, доходят до сцены, садятся на землю, снимают гимнастерки, под ними окровавленные майки, мальчики замирают и не двигаются до самого конца выступления]

[к девочкам подходит военный, выдает аптечку, указывает на скамейку, отдает честь, уходит]

[ Лена садится на скамью]

[ Тоня утыкается Зине в грудь, плачет]

[ Маша все еще молчит, скромно рассматривает аптечку]

Лена : [Вздыхает] Не реви, Тонька. Не последний это парень был. Найдешь еще себе второго такого Ромку. [Некоторое время смотрит в зал] Жалко парня. Такому и доверять не страшно было. Маш, иди-ка сюда.

[ Маша подходит к Лене, садится рядом с нею]

Лена: Пойду я на фронт.

[ Зина поворачивается к подруге]

Зина: Куда ты пойдешь?

Лена: На фронт, говорю. Мне там самое место. Не хочу я отсиживаться и ждать, когда похоронки на отца да на братьев придут. Я сама немцев стрелять хочу.

Зина: Таки стрелять?

Лена: Стрелять. Прямо в голову подлому гаду. Чтобы знали на кого пошли войной.

Тоня: [вытирая слезы] А не боишься?

Лена: Ни черта не боюсь! [Смеется]

[Лена встает со скамьи, машет рукою и уходит за сцену]

Ролик №1 6:46-7:25

ГЗК Зина: Лена ушла на фронт солдаткой, а нас в ту же неделю определили медсестрами в бою. Отправили в ближайшую роту помогать солдатам, бинтовать, оперировать. Умели мы мало, разве что обработать царапину и наложить бинт, но в военное время навыки наши были на вес золота. Без нас бы не смогли солдаты, да и никто бы не смог. Идти в неизвестность было практически не страшно. Улыбались опасности в лицо, хоть и дрожали коленки. Мы как Ленка – смелые, мы как она сильные и гордые.

[Все три девочки выходят на авансцену надевают врачебные шапочки]

[на заднем фоне хроника медицинская без звука, все это время она крутится

Ролик №1 9:00-9:23 ]

[На сцену выходит солдат, хромает, ложится на скамью, с ним вместе выходит другой солдат]

Солдат-1 : Вот вам, Машенька, Мишку привезли. Вы уж с ним поаккуратнее, Марья Григорьевна.

Маша: Обязательно буду.

Солдат-1: Ну спасибо вам, Маша!

[Солдат-2 остается, Маша отворачивается начинает заниматься своими делами]

[Солдат-2 начинает время от времени двигаться, рукою, второю, начинает постанывать]

Солдат-2: П…пить…

[Маша не реагирует, не слышит]

Солдат-2: Пи-иить… пожалуйста…

[Маша оборачивается, смотрит на него, качает головой]

Солдат-2: Девушка… пить…. Я пить хочу очень…

Маша: Вам нельзя.

Солдат-2: Губы смочить бы… хотя бы…

Ролик №1 12:10-13:15

Hans Zimmer – Lost but won

[ Маша закрывает лицо руками]

[Солдат-2 расслабляет руку, та падает, он умирает]

Звуки метронома

[Под звуки метронома появляются люди в черном, накрывают лицо молодого человека платком, поднимают, уносят, кладут рядом с другими трупами под сценой]

[ На сцену вышагивает Солдат-3 ]

Солдат-3: Марья Григорьевна, вам письмо пришло! Держите! Давно вам не писали, да? А такая молодая! Неужто писать некому?

Маша: Есть кому, что вы.

Солдат-3: Да хоть бы посмелее ответила! Смешная ты девка, Машка! Ну, бывай!

[ Солдат-3 уходит ]

[Маша берет в руки, открывает письмо. Написано оно от имени Тони]

ГЗК Тоня: Милая моя Машенька! Пишу тебе сказать, что утром этого дня под немецким обстрелом умерла наша Зиночка. [ Hans Zimmer - Brothers ] [Из-за кулис появляется Зина, улыбается зрителям, пожимает плечами, затем ложится рядом с другими мертвыми] Мне очень тяжело тебе об этом писать. Я даже не ожидала, что такое снова случится. В прошлом месяце умерла еще и Леночка. [Лена тоже появляется, но с другой стороны, также ложится] С тобою мы остались вдвоем. Сейчас стоим в Сталинграде. Люблю тебя, твоя Тоня.

Ролик №1 18:56-21:53

[Пока идут слова о Сталинграде, Маша стоит посередине]

[Из зала начинают выходить люди в крови и грязи, подходят ко сцене и ложатся мертвый на мертвого, начинает появляться гора трупов]

[Вылетает на сцену Тоня, с нею другие девочки, суетятся, бегают]

Тоня: Маша! Сколько я тебя не видела, Машка! Ой, а ты совсем другая!

Маша: А ты такая же!

Тоня: Сколько же времени прошло!

[Тянется обниматься, как вдруг Маша поворачивает голову в зал и смотрит]

Маша: Смотри. [ Шепчет ]

Девушка-1: Ба! Смотри, немцы идут! Немцы идут!

[Все девушки убегают за кулисы]

Ролик №1 26:32-27:20

[Вновь из зала идут люди, ложатся в проходе. С ними теперь маленькие дети, тоже ложатся на землю]

Вставай, страна огромная!

Хроника

[Маша выходит совсем одна, встает на авансцену, смотрит в зал некоторое время]

Маша: Идет сорок второй год. Мне больше не девятнадцать лет, я выросла. Я родилась девочкой, женщиной, я не была создана для войны. Я была рождена наблюдать с битвами, а не быть их частью. Я должна была стать счастливой матерью, но руки мои – в крови. Сердце у меня – изранено. Силы кончаются, но я буду стоять до конца. Я не солдат, но я опора и боевая подруга солдату. Пусть тысячи и сотни еще умрут, я не дрогну. Я прыгну на мину и встану под пулю. Я, а за мною все Россия. Все братья и сестры [люди на полу начинают подниматься, гора расходится, оживает] – все мы будем стоять до победного конца. Несгибаемые. Непобедимые. Нас больше, мы сильнее. Фашистские захватчики побегут в ужасе. Мы избавим Родину от их натиска. И ни один! Ни один больше человек страдать не будет! Мы пойдем до конца! В тылу, на фронте, в больницах…

[все люди уже выпрямились, они говорят все вместе в один голос]

[ громко и четко ]

ВСЕ: МЫ ВЫСТОИМ. ЗА ПОБЕДУ! ЗА РОДИНУ!

Ролик №2 до 2:04

[ Объявляется минута молчания ]

Хроника,

(с нее снят звук и поставлен метроном)

Звучит музыка, на сцене появляются ведущие, слова ведущих звучат на фоне музыки
1 ведущий: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.
2 ведущий: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается!
1 ведущий: Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли…
2 ведущий: Рассказать тем немногим, что ныне живы и здравствуют, рассказать, чтобы воскресить перед вашим мысленным взором всё, что дорого и свято.
1 ведущий: Рассказать, чтобы воздать должное вашему поколению, чтоб хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью которой вы дорожили, за любовь к людям, жизнь которых вы защищали, за свет ваших душ, за мудрость и доброту.
2 ведущий: Мы расскажем сегодня о наших ровесниках, которым в 1941 году исполнилось семнадцать. О тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады.
1 ведущий: Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки и на амбразуры дотов. Месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег.
2 ведущий: Кто они? Какими они были? Мы хотим представить себе хотя бы некоторых из них, тех, кто дошёл до конца этой страшной дороги войны и тех, кто пал смертью храбрых в один из этих дней, на одном из её километров…
Потому что нельзя ценить и защищать мир, не зная, какой ценой он достался.
1 ведущий: Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. Но мы хотим сегодня вместе с вами попытаться воссоздать для себя атмосферу тех дней, постараться представить, как это было!
2 ведущий: Более 20 млн. людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия. Но мы должны о них помнить!
И пусть наш рассказ будет обращён ко всем, обязанным вам жизнью, чтобы помнили…

1 ведущий:: Июнь …клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ведущий:
Та ночь была полна июньской прелести,
Для них она не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Их озаряло это лето…
Громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года, танцуют вальс, музыку сделать тихо
Девушка 1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.
Юноша 1: Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…
Девушка 2: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.
Девушка 3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.
Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Девушка 3: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!
Юноша 3: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?
Девушка 3: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?
Девушка 2: Ты, правда собираешься уехать в тайгу?
Юноша 3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!
Девушка 2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь… Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду!
Юноша 2: А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться?
Девушка 1: Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать.
Юноша 1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!
Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования
Юноша 2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. 3 школа города Мамадыша, наш 10 «А»!
Девушка 1: Нас 35 человек: 17 девочек, 18 мальчиков.
Юноша 1: Мы молоды и счастливы…
Девушка 2: Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле…
Девушка 3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…
Девушка 2: Я мечтаю стать учителем.
Юноша 3: Я мечтаю приносить добро людям.
Девушка 1: Я мечтаю о любви.
Юноша 2: И Я мечтаю… (подходит к девушке, молча отдает цветок, оба замирают)

1 ведущий: В тот день они ещё смеялись,
Любили зелень и огни.
Ни голос скрипок, ни рояли
Им не пророчили войны.
2 ведущий:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны, звучит песня «Священная война», выпускники уходят к постаменту, надевают пилотки 1 ведущий:
Ранним, солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
2 ведущий:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом, далёком году.
««Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!». Юноши по очереди делают шаг вперёд)
- Первый!
- Первый!
- Первый!
- Первый!
22 июня… День первый!
звучит фонограмма припева песни «До свидания мальчики», юноши уходят со сцены

1 ведущий:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
2 ведущий:
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
1 ведущий:
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Громко звучит второй куплет песни «До свидания девочки», девушки надевают пилотки,
2 ведущий:
Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.
Шагают по ней девчата, похожие на парней.
Нет, это горят не хаты, то юность горит в огне.
Идут по войне девчата, похожие на парней.
1 ведущий:
Казалось, было лишь вчера:
И песни у костра,
И школьных вальсов вечера,
И встречи до утра.
2 ведущий:
И вот в свои семнадцать лет
Встают в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
1 ведущий:
Они уходили, за плечами
Оставив школьные пороги
И мать, застывшую в печали
На пыльной и пустой дороге.Сценка Гали и Венеры
2 ведущий: Шли солдаты на запад, по дорогам войны,
Выпадал среди залпов, может час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали, тем, кто был так далек.1 ведущий: В редкие передышки между боями писали письма своим родным и близким, которые остались в тылу. Им ведь порой приходилось даже хуже, чем нам.Боец (радостно): Мне от мамы письмо из Ленинграда.
Все: Читай вслух.
Боец (читает): Здравствуй, сынок наш Ванечка! С большим приветом пишут тебе твои папа и мама, сестренка Таня. У нас все по-старому, папа работает на заводе, часто там и ночует, потому что троллейбусы и трамваи не ходят. На прошлой неделе совсем не было хлеба. Танюшка совсем ослабела, даже говорить сил не было. Папа вечером пошел искать хлеб. Его не было очень долго. Танюшка лежала и плакала, потом заснула. Отец пришел в 2 часа ночи, принес хлеба. Я не хотела будить Танюшу, но она сама проснулась, кинулась к отцу на шею и сказала: так боялась, что ты попал под бомбежку! Скорей бы уж кончилась война, и Ванюшка приехал домой!” Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.
Сынок! Будь сильным, честным, смелым. Бей фашистов крепче, и знай, что мы тебя любим и очень ждем! Твои папа, мама, сестренка...Мальчишки садятся на корточки в, поют песню «В землянке», кто-то пишет письмо, кто-то слушает, кто-то чистит автомат и т.п. под музыку читает письмо солдат.
Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла. О, как мы любим жизнь! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину.
Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…
Я обязательно вернусь мама, ты только жди
Звучит голос записанный на фонограмму «Уважаемая, Мария Александровна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим солдатом». 2 Ведущий: Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел

Звучит песня Хотят ли русские войны

1 Ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Более 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Было очень тяжело. Море горя, страданий. Но жизнь есть жизнь, и в перерывах между боями солдаты находили минуты для отдыха и веселья. На фронте, в короткие минуты передышки между боями любили бойцы послушать хорошую задушевную песню Песня - верная подруга и помощница солдата. Она вселяет бодрость, будит в сердцах отвагу, воодушевляет на подвиг, учит любить Родину. Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Информбюро, но сколько они сделали для победы нашего народа… В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена - все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен. Сколько было создано в годы войны песен о любви, верности, о разлуке! Они пелись бойцами в землянках, в лесу у костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.Песня «Смуглянка» 2 Ведущий: Песни военных лет? Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти на долгие годы, берегут как святыню? Наверное, за простоту и душевность, запоминаемость и мелодичность. Для тех, кто прошёл и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далёкой поры. Стоит раздаться одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах людей и наполняются глубоким раздумьем глаза-Песни военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымлённым дорогам войны до победного её окончания. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их весёлой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить и голод и холод, во имя Победы. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили! Прошли годы, страна давно залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их… прекрасных и незабываемых. И у каждой своя история, своя судьба.
Песня медсестры

1 ведущий: Цветы, берёзки, скорбная стена,
Где перечислены в порядке строгом
Выпускников ушедших имена.
А вот на пожелтевших фотографиях
Знакомые до боли имена…
Ах, сколько жизней молодых и сильных
Перемолола чёрная война.Война… Мы знаем о ней понаслышке:
по фильмам и книгам, по рассказам ветеранов.
Мы знаем, что она еще где-то есть.

2 ведущий: Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой!
Человек убивает человека.
Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается.
Ради чего? По какому праву?
Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред зловещим словом Война.Последние залпы Великой Отечественной войны были 68 лет назад. Но вновь матери России оплакивают своих сыновей, вновь звучат выстрелы, гремят взрывы.Афганистан. Таджикистан. Чечня.Чем виноваты эти безусые ребята, которым никогда уже не будет ни 30, ни 40, ни 50….1 Ведущий: Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с вами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки.Дети исполняют сценку.
У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 5: Что теперь будем делать? Как жить?
Ученик 6: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
Ученик 7: Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!
Ученик 5: Так уж сразу и полка!
Ученик 7: Ну может быть, и не полка, но многих гадов уничтожу.
Ученик 8: А я буду сержантом, как мой отец.
Ученик 6: А на каком он фронте?
Ученик 8: Погиб под Смоленском.
Презентация пионеров-героев 2 Ведущий: В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными. Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине.... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин, становились на военных кораблях Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель,- трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан - обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
1 Ведущий: Пионеры-герои - советские , совершившие в годы становления , , . Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в с составлением ; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены и : были удостоены - , , ; - , , , ; 1-й степени - , , ; - , , , , . Сотни пионеров были награждены медалью , свыше 15 000 - медалью , свыше 20 000 медалью . Четверо пионеров-героев были удостоены звания : , , , . Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами.

2 Ведущий: Вглядитесь в эти лица. Запомните их молодыми. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит!1 Ведущий: Трудным был путь к победе. Не хотели фашисты с нашей земли уходить. Вырыли окопы, спрятались в них. Из толстых бревен крыши сделали, тяжелыми камнями дороги перегородили, и все вокруг окутали колючей проволокой. Навезли пушек, наставили пулеметов. Хотели наш народ сломить, завоевать, чтобы наши люди не могли свободно жить, работать... Но наш народ несокрушимой стеной встал на пути у врага. Четыре долгих года шла война. Много наших людей полегло в боях за Родину.

2 Ведущий: И мы победили! Война завершилась теплой весной 1945 г. Наша армия гнала фашистов до самого Берлина. Солдаты возвращались домой...Голос Левитана; песня «День Победы» (презентация)Исполняется стихотворение «Память» Снова распускаются цветы,В майский день так хочется поверить,Что красивые и светлые мечтыСловно солнца свет ворвутся в двери.Опустившись в мягкую травуВспомни тех, кого уже нет с нами,Но они в душе твоей живут,Согревая вечным словом «память»!Это было много лет назад,Но земля хранит безумство боя,Помнит взрывы танковых гранат,Помнит тех, кто умирали стоя!Небеса давно уже чисты,Жизнь идет, и солнце так же светит,Но кладут на парапет цветыС трепетом и со смущеньем дети.И мы с ними будем наравне,Потому что много не видали,Ведь не мы погибли на войне,Ради Жизни жизнь свою отдали!Хоть на миг оставьте все дела,Вспомните, и мир светлее станет!Время все стирает, но должнаВ наших душах оставаться память!
Монолог матери у вечного огня
Сынок, может быть ты похоронен здесь? А может здесь лежит сын другой матери? Всё равно! Ты зови меня своей матерью..
Я всё вспоминаю то утро, когда мы стояли у военкомата. Я глядела на твоё родное лицо и никак не могла привыкнуть к зелёной гимнастёрке, пилотке и к этой улыбке на твоём вдруг повзрослевшем лице.
Сколько лет прошло? Сколько вёсен отшумело, а я всё помню. Помню, как ты на прощание прижался к моей щеке и сказал тихо-тихо: «Не думай о плохом, мамочка, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…Я вернусь мама, ты только жди…Не вернулся». (остаётся у монумента)

На последних аккордах музыки на сцене появляются ведущие 1 Ведущий: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась.
2 Ведущий:
Пылает днём и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.
1 Ведущий:
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
2 Ведущий:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Звучит метроном, идёт минута молчания ВЕЛИКОЕ ИСПЫТАНИЕ прошел и наш родной край. Мужчины уходили на фронт... Шли на войну и девушки-добровольцы. В тылу оставались старики, женщины, подростки, дети. Отцы уходили на фронт... На их место за штурвалы комбайнов и рычаги тракторов садились сыновья и дочери. За двоих-троих работали на полях и фермах их жены, да и старики не остались в стороне. Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше - ленинградские средние школы. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируются женские бригады. Неизменным победителем социалистического соревнования среди полеводческих коллективов в течение всех военных лет выходила комсомольско-молодежная бригада Александры Гурьяновой из совхоза «Агробаза». Бригадир служила примером во всем для своих юных подруг, работала за троих, постоянно выполняя производственную норму на 300 и более процентов. Для работы в поле не хватало тракторов и комбайнов. Никаких запасных частей к ним не поступало. Поэтому землю приходилось обрабатывать не только с помощью лошадей (лучшие из которых были отправлены на фронт), но и коров. Сеяли вручную, жали серпом. Труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту - в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находился в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая от своего скудного стола. Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тысяч рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тысяч и денежно-вещевой лотереи - на 270 тысяч рублей. К каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше трех миллионов рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии». Так, жители Верхнеякинского, Куюке-рыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по сто тысяч рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухаметшин, Шакур Танеев из деревни Хасаншино и Верхние Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по пяти тысяч рублей каждый. В конце мая 1943 года на опушке леса у станции Старый Оскол делегация трудящихся Татарской АССР, возглавляемая секретарем обкома ВКП(б) С. Ш. Гафаровым передала 200 боевых машин 10-му танковому корпусу. Среди тех, кто в этот день получил боевую машину, был и старший сержант Кузьма Васильевич Корноухов из деревни Грахань Мамадышского района. Своим землякам он писал: «...Ваша техника попала в надежные руки. Заверяю своих земляков, что там, где пройдут танки «Колхозник Татарии», не будет места фашистскому гаду». В том же грозном 1943 году на средства тружеников района были построены самолеты для авиационного звена «Мамадышский колхозник», собравшим 2 миллиона (фактически было собрано 2228 тысяч рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов. Самолеты для авиазвена «Мамадышский колхозник» изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова. По воспоминаниям А. В. Комарова, уроженца деревни Средние Пинячи Заинского района Татарии, работавшего в сборочном цехе этого завода мастером, в сборке самолетов принимали участие мошодые выпускники ФЗО, мобилизованные из сел Мамадышского района. Для звена «Мамадышский колхозник» были выбраны пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые, как и все другие, приобретенные на средства трудящихся Татарии, поступили на вооружение 202-й бомбардировочной авиадивизии имени Верховного Совета ТАССР. 22 мая 1943 года этой дивизии было вручено шефское знамя Татарии. Под этим знаменем самолеты Пе-2 с надписью «Совет Татарстаны» на фюзеляжах бомбили врага на Курской дуге, подготавливали переправу через Днепр, Вислу, Одер и Эльбу. Они бомбили Берлин... Мальчишки предвоенных и военных лет... Как быстро они взрослели! Как спешили попасть на фронт! Некоторые убегали из дома, не подозревая, сколько седин они прибавляли матерям своими патриотическими порывами. Конечно же, дело подготовки молодежи к защите Родины не было пущено на самотек и не основывалось лишь на патриотических порывах. В годину тяжких испытаний комсомол оправдал свое назначение. Районный комитет ВЛКСМ совместно с райвоенкоматом проводил большую работу по организации всеобщего военного обучения подрастающего поколения. Об этом рассказывают страницы районной газеты «Голос колхозника». 3 апреля 1942 года секретарь райкома ВЛКСМ Гизатуллина телеграфировала в Казань: «Подбор девушек-связисток закончен 20 марта. 21 мая районная газета сообщала: «Комсомольско-молодежное подразделение Осоавиахима города начало подготовку девушек-стрелков по 110-часовой программе всевобуча. Командир Сафин умело и четко организует бойцов, передавая им знания, приобретенные на полях сражений. Бойцы 3 отделения Шагалова и Ильясова отлично овладели стрелковым оружием и гранатой...» Еще 8 декабря 1941 года Татарский обком комсомола обсудил вопрос о формировании резервных комсомольско-молодежных лыжных отрядов. К началу 1943 года такой отряд в Мамадышском районе уже был. Славные боевые традиции первых лыжных отрядов времен гражданской войны были продолжены. 30 января 1943 года бюро Мамадышского райкома ВЛКСМ (которое, кстати, целиком состояло из девушек), специально обсудив вопрос о ходе подготовки лыжников, с удовлетворением отметило, что задание обкома комсомола перевыполнено: вместо 350 лыжников и 10 инструкторов в районе подготовлено 420 лыжников и 25 инструкторов. В годы войны в Мамадыше занимались и подготовкой шоферов. 5 января 1943 года районная газета писала: «Свыше 350 шоферов-водителей подготовила Мамадышская автошкола. Более половины выпускников пополнили ряды героической Красной Армии, среди них много девушек-шоферов...» Весной 1943 года после окончания автошколы ушли на фронт восемнадцатилетние девушки-комсомолки Валентина Голякова, Александра Мартынова, Анастасия Потеряхина, Анна Овчинина, Анна Смирнова, Мария Фролова. В автотранспортном батальоне 1-го Украинского фронта они форсировали Днепр, Вислу и Одер. Прискорбно, что одна из них не дождалась светлого праздника Победы. Жизнь девятнадцатилетней Маши Фроловой оборвалась на дорогах Польши, недалеко от станции Труст... Получив начальную военную подготовку, добровольцами ушли на фронт учащиеся из 9-го класса Мамадышской средней школы комсомольцы Анатолий Лукоянов, Владимир Мазилов, Виталий Петров, Клава Анкудинова, Маша Антипина, Масхут Мавлеев, Александр Ныров. Никто из них после войны так и не вернулся в Мамадыш. В музее города есть фотография, с которой смотрит миловидная девушка в шинели и шапке-ушанке с открытой улыбкой на лице. Это Клава Анкудинова. На оборотной стороне снимка ее рукой написано «Не забывайте, помните сероглазую певунью. Все она также радостна и жива. На долгую память маме и милой сестренке Тамусеньке в дни Великой Отечественной войны. С пламенным боевым приветом Ваша Клавдия. Март. 1943 год». Связист, гвардии рядовой Клавдия Михайловна Анкудинова погибла в бою за освобождение Бреста. Ей было всего восемнадцать лет и она так хотела дожить до победы... На фронтах Великой Отечественной войны мамадышцы-комсомольцы совершали подвиги, слава о которых останется на века. Героем войны стал комсомолец из Таканыша Нух Идрисович Идрисов, повторивший подвиг Александра Матросова. Призвали в армию и уроженца деревни Малые Кирмени Гафията Нигматуллина. Перед службой он работал в совхозе «Пятилетка», вступил в комсомол. Гафият считался уже бывалым солдатом, ибо до 1939 года отслужил действительную. А из Албаева в 1942 году был призван на фронт один из мальчишек Иван Максимов. Возвращался Иван Максимов на родину со множеством правительственных наград. Орден Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Красной Звезды, целый ряд медалей и Золотая Звезда Героя украшали его грудь. Славного сына вырастила мамадышская комсомолия! В Албае родился и вырос еще один Герой Советского Союза-Михаил Кириллович Москвин. На фронте Москвин с сентября 1942 года. Командуя взводом в механизированной бригаде, сражался он на Калининском фронте, участвовал в освобождении городов Великие Луки, Ново-Сокольники и уже тогда был награжден орденом Красной Звезды. Погодок, земляк и тезка Москвина - Михаил Андреевич Просвирнин был родом из Соколок. Военные судьбы их схожи. Просвирник тоже удостоился высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра и тоже служил в механизированных частях. Редкое совпадение! Но, если вдуматься - ничего удивительного в этом нет: ведь росли-то они на одной земле, пили воду из родников одного семейства! А военная «работа» у Просвирника была опасной - он был сапером. Долгожданная Победа... Сколько было ликований, ожиданий, счастья в связи с этим днем! И сколько слез... Каждый четвертый мамадышец, мобилизованный на фронт, так и остался навеки на полях сражений. Их могилы разбросаны от Волги до Берлина. Место захоронений многих из них и теперь еще не известны. Но уже давно выросли сыновья и дочери погибших, и растят они уже своих сыновей и дочерей. И живут, значит, наши герои не только в памяти людской, но в молодой поросли. Каждую весну, когда приходит День Победы, как поется в песне, «этот праздник с сединою на висках» и «со слезами на глазах», мы еще и еще раз вспоминаем и отдаем почести всем, кто отстоял жизнь на земле и принес нам светлый и радостный день. Каждую весну у обелисков, в садах и на площадях встречаются те, кто прошел через военные невзгоды, вернулся домой с Победой, и снова и снова начинаются воспоминания, горестные и счастливые...
Громко звучит музыка, затем музыку сделать тише, на фоне музыки идёт текст ведущих
Ведущий 1:
У нас в гостях сегодня ветераны –
Подтянуты, торжественны, стройны.
Они свои и наши жизни защищали
Четыре года страшной той войны.
Ведущий 2:
Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.
Ведущий 1:
За то, что вы отважно воевали,
За то, что через тысячу прошли смертей,
За то, что никогда не забывали
О долге перед Родиной своей.
Ведущий 2: Сегодня все улыбки – вам, всё тепло майского солнца – вам! Вам – отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим!
Ведущий 1:
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы!
Музыка звучит громко, зрители аплодируют
Ведущий 2: Слово предоставляется. ветеранам...
Для ветеранов исполняется «Майский вальс » .
1-ый учащийся:
Почему так радостно сегодня?
Зеленеют ивы и каштаны?
Алые знамена город поднял - день пришел -
Победы день желанный!
2-ой учащийся:
А майский гром - гром ликованья,
И встречи вместо расставанья,
Победа, Май - неразделимы,
Весна и жизнь - непобедимы!
3-ий учащийся:
Как хорошо, что Вам опять
Победный Майский день встречать!
От молодого поколения
Спасибо за освобождение!
4-ый учащийся: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы!
Мы – поколение, которое называет себя будущим!
Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Песня «Салют Победы»